Диагностическая работа Восемь синтаксических задач

Тема: “Словосочетание”

Диагностическая работа “Восемь синтаксических задач”

Задача 1 (для индивидуальной работы)

В данных предложениях найдите подчинительные и сочинительные словосочетания, грамматическую основу и заполните таблицу.

Кот попался вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Фокс Микки, герой повести С.Черного, сделал в своем дневнике такую запись:

Беспомощный Фокс печально и уныло скулил в холодной конуре.

Фокс решил посчитать, сколько в его предложении словосочетаний. У него получилось пять: беспомощный Фокс, скулил печально, скулил в конуре, в холодной конуре, скулил уныло. Согласны ли вы с таким решением? (Если да, запишите цифру 5, если нет – другую, нужную цифру.)

Укажите номер строки, которая включает только подчинительные словосочетания.

1) Любимые сказки, сказки Пушкина, сказки околдовывают с детства;

2) посетить рощу, уехать отсюда, вторая осень, рощи и аллеи;

3) создание музея, скромное имение, родились позднее, поехали узнать;

4) лиловая аллея, увидеть портреты, еще живы, буду знать.

б. 1) Сюжет повести, два флигеля, трудно определить, бить баклуши;

2) несмотря на погоду, дед поэта, в пяти километрах, выселил на окраину;

3) более темный, темный от загара, темный вечер, очень темный;

4) жить воспоминаниями, память детства, сохранить память, моя память.

Задача 4 (для парной работы)

Найдите и выпишите “третье лишнее” в каждой строке.

1) Трое медвежат, третья парта, тридцать четыре;

2) то дождь, то снег; снег и дождь, мокрый снег;

3) в течение апреля, течение реки, ввиду болезни;

4) пусть поет, давайте петь, петь вполголоса;

5) водить смычком, водить в горы, водить за нос;

6) светлый взгляд, светлее всех, светлый от счастья.

Распространите слово чтение так, чтобы получились словосочетания, иллюстрирующие разные виды подчинительной связи: а) согласование, б) управление, в) примыкание.

Задача 6 (для работы в группе)

Закончите пропорции, иллюстрирующие разные виды подчинительной связи, выбрав из списка нужный пример: красный от волнения, по-прежнему дорогой, с дорогими людьми.

2) любящий взгляд

В блоке а укажите номер строки, иллюстрирующей такой вид подчинительной связи, как согласование, в блоке б – примыкание, в блоке в – управление.

1) Курносый нос, ваши руки, прыгающая походка, три портрета;

2) далеко от мамы, очень тихо, тихое чтение, чтение письма;

3) первое свидание, первый в списке, выступать первым, по-летнему теплый;

4) моя мечта, в твоих письмах, пятые сутки, цветущая акация.

Читайте также:  Картинки весны для детей детского сада Большая коллекция

б. 1) Говорить по-французски, по-зимнему холодно, быстрее ветра, удар наотмашь;

2) яркий свет, ярче солнца, яркий от красок, еще ярче;

3) возвращаться утром, летним утром, слова отца, боль от раны;

4) читать выразительно, яйцо вкрутую, ее мечта, идти спотыкаясь.

1) Желание вернуться, трое медвежат, в пятом ряду, трое из отряда;

2) поступать правильно, поступать в институт, открыть настежь, открытие века;

3) радость встречи, встреча друзей, один из нас, смелый от рождения;

4) спортивная ходьба, прогулка пешком, мое мнение, пятеро братьев.

Ответ: а – 4, б – 1, в – 3.

На экзамене выпускники выписали словосочетания, иллюстрирующие такой вид подчинительной связи, как управление. Укажите номера неверных ответов.

1) Посреди комнаты;

2) первого по списку;

3) несмотря на усталость;

4) на языке танца;

9) благодаря учителю;

10) благодаря учителя;

11) глядя на них;

Контроль по теме “словосочетание”

(Для составления заданий были использованы высказывания из книги Джо Райна “Бери от жизни все”.)

А. Какой вид подчинительной связи не проиллюстрирован в каждом из высказываний?

1. Чтобы прыгнуть выше головы, надо верить, что нет ничего невозможного.

2. Единственная непоправимая ошибка – это не учиться на собственных ошибках.

3. Часы жизни нельзя перевести назад, но их можно заново завести вперед.

Б. Из данных высказываний выпишите словосочетания, иллюстрирующие указанные виды подчинительной связи.

Мечты как звезды… Дотянуться до них нельзя, но можно следовать за ними навстречу своей судьбе.

2. Согласование.

Успех – это фундамент из тех камней, которыми кидают в тебя другие!

3. Управление.

Успех – это способность не останавливаться на достигнутом.

4. Согласование.

Лучше лишний раз промахнуться, чем вообще не начинать действовать.

5. Примыкание.

Порой путь к победам лежит через поражение.

В. Из данного высказывания Если твой путь чересчур легок и беззаботен, будь осторожен: возможно, ты катишься под гору выпишите:

1) грамматические основы;

2) словосочетание со связью управление;

3) словосочетание со связью примыкание;

4) словосочетание со связью согласование;

5) сочинительные словосочетания.

М.А. ПЛОТНИКОВА,
гимназия им. Ф.К. Салманова,
г. Сургут

Источник



Выпишите только подчинительные словосочетания укажите вид подчинительной связи краска приобретает

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) утверждаешься в мысли

2) непрерывного роста

3) слова отмирают

4) произносятся по-другому

(1) Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

Читайте также:  Чем отличается краска от эмали для металла

(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

(11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме — в гармонии.

Источник

ВПР 8 класс (задание 11)

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) работники сохраняют
2) сохраняют красоту
3) в музейных залах
4) происходят редко

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) держаться перед публикой
2) непреодолимые препятствия
3) которое покорило
4) прилежно учился

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) частичная правота
2) уступать из трусости
3) принять победу
4) это красиво

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

Читайте также:  Чем быстро снять краску и ржавчину
1) беззаботный человек
2) хорошо работать
3) уступить место
4) есть сознание

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) оживлённо беседуют
2) нашего письма
3) вступили в беседу
4) один говорит

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) примыкаете к сторонникам
2) маленькие дети
3) это верно
4) легко угадать

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) отношение к миру
2) глубокий смысл
3) это будет
4) противно смотреть

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) запахи грибов
2) жёлтый дождь
3) как за кустом
4) неслышно оседает

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) помалу спадает
2) утихает ветер
3) ветровые потоки
4) набирают высоту

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

Источник

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование. )

2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание. )

3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление. )

4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование. )

5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление. )

6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание. )

7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование. )

8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление. )

9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание. )

10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

1. этого компаса
2.сразу бы хватил
3.пошли по дороге
4.прислушивался к вою
5.тихонечко поползла
Мои 50% ответов, а далее, Катюша, «сама-сама-сама»

Алексей Емельянов

1. этого компаса
2.сразу бы хватил.
3.пошли по дороге
4.болотная сырость
5.прислушивался к вою
6.тихонечко поползла
7.свой круг
8.смотрела на неё
9.начинает спадать
10.после родителей досталось

Источник

Похожие записи