I Обследование импрессивной стороны речи

I. Обследование импрессивной стороны речи

1. Обследование речи детей проводится в рамках подготовительно­го периода логопедической работы (его временные рамки удлинены разработчиком методики и составляют один месяц — сентябрь) и только индивидуально.

2. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей данной группы, следует иметь в виду кратковременность (не более пяти-десяти минут) ежедневного специально организованного взаи­модействия логопеда с ребенком с целью обследования его речи.

3. В процессе обследования следует максимально использовать возможности совместной с ребенком предметной и иг­ровой деятельности.

4. Важным моментом для начала проведения обследования является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ре­бенком, что нередко представляет некоторые трудности в связи с осо­бенностями адаптационного периода детей раннего возраста и другими причинами.

5. Результаты специального логопедического обследования речи детей дополняются наблюдениями за характером общения (вер­бального и невербального) детей в процессе их пребывания в условиях диагностической группы (вне занятий), а также (при необходимости) с родителями (прежде всего — матерью) в домашних условиях.

ОПИСАНИЕ системы заданий логопеда при проведении обследования речи детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (СМ. карту обследования).

I. Обследование импрессивной стороны речи

Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога

Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами — вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед может дополнительно ис­пользовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).

Задание 1.2. Понимание инструкций

Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инст­рукций взрослого.

Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сделать то, что он попросит. При необходимости (для удержания внимания ре­бенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные иг­ровые действия с имеющимися предметами.

Инструкции логопеда:

Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.

Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и положи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь принеси ее мне.

Задание 1.3. Понимание слов, обозначающих предметы, дейст­вия, признаки

Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные картинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умывается, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображе­ниями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеленый, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.

Цель: выяснить возможности детей в понимании существитель­ных, глаголов, прилагательных.

Ход выполнения задания, а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать назван­ную им картинку, б) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изобра­жениями тех или иных действий и предлагает ребенку показать то, что он назовет, в) Логопед выкладывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в зависимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то, что он просит. Примеры ситуаций:

1. Логопед кладет перед ребенком 2 мяча разного размера и предлага­ет ребенку показать сначала большой, затем маленький мяч.

2. Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображениями
чистого и испачканного платьев и предлагает сначала показать «гряз­
ное платье», затем «чистое платье».

3. Логопед кладет перед ребенком 4 карточки с изображениями шаров разного цвета и последовательно предлагает ребенку показать шар названный им.

4. Логопед располагает 2 игрушечных машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую — нет. Затем предлагает ребенку показать, ка­кая из машинок находится близко от него, а какая — далеко.

5. 2 шара располагают на неодинаковой высоте от ребенка. Ребенку предлагается показать, какой из шаров висит низко, а какой — высоко.

Задание 1.4. Понимание предложения

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз.

Оборудование: сюжетные картинки (Мальчик идет. У девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет ста­кан молока. Мяч лежит на скамейке. Мяч лежит в коробке. Мальчик играете собакой.)

Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он расскажет.

Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.

Задание I.S. Различение существительных единственного и множественного числа

Цель: уточнить возможности ребенка в различении существи­тельных единственного и множественного числа.

Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка — матрешки, шар — шары, гриб — грибы, машина — машины, мяч — мячи.

Ход выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что он на­зовет.

Читайте также:  Рекомендации по работе со смывкой краски

Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (матрешки и т.п.)».

Задание 1.6. Понимание существительных с суффиксами уменьшительности

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существи­тельных с суффиксами уменьшительности.

Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом — до­мик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка.

Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает перед ре­бенком соответствующие картинки или предметы и предлагает пока­зать то, что она называет.

Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи дом (домик, и т.п)».

Задание 1.7. Состояние фонематического восприятия

Цель: определить возможности ребенка в различении слов, отли­чающихся одним звуком.

Оборудование: картинки (кит — кот, ком — дом, мышка — миш­ка, мишка — миска, коза — коса, лак — рак).

Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответ­ствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.

Источник



Рак лак коса коза

медведь абрикосы аквариум под мухомором

дверь проспект демонстрация регулировщик

трамвай скатерть холодильник телевизор

верблюд ласточка перекресток со сковородки

сахарница хворост фотографироваться слепили снеговика

полотенце игрушки чернильница мотоциклист ящерица транспорт учительница велосипедист

Обследование фонематического восприятия. После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих (да-та па-ба, и т. д.), сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са,-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги.

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жуксук, томдомком, домсом, мишкамиска, козакоса, лужалыжи, деньтеньпень. Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такое лужа и что такое лыжи?») и др.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например: МашаДашакаша; Пашанашаваша; теньдень, деньпень-, баклакмактакрак; жуклуксуктук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дислалии, а также наметить пути коррекции дефекта.

Источник

Публикации специалистов

Методика обследования детей с нарушением фонематической стороны речи

Методика обследования детей с нарушением фонематической стороны речи

Полноценная речь ребенка является одним из показателей готовности к обучению в школе, непременным условием успешного усвоения грамоты и чтения.
Фонематические нарушения — достаточно распространённое явление среди современных дошкольников. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование учебно-познавательной деятельности детей.
Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ПА-БА, БА-ПА), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук. Наибольшие трудности вызывают задания на различение слов-квазиомонимов, отличающихся только одним звуком (дачка — тачка, крыша — крыса). На недостаточность слухового восприятия указывают неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
Таким образом, становится очевидным, что дети с нарушением фонематической стороны речи в первую очередь нуждаются в специально организованной коррекционной работе по устранению недостатков произношения, различения и дифференциации фонем родного языка. Важным компонентом коррекционно-образовательного процесса является обследование. При обследовании фонематических процессов логопеды используют методики разных авторов: Л.В.Лопатиной, Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше, Г.В.Чиркиной, О.Е.Грибовой и др.

Обследование следует начинать с изучения медицинской документации. Важно знать заключения врачей специалистов: невролога, отоларинголога, стоматолога, потому что логопед не имеет права работать над серьезным дефектом без медицинского заключения. Например, диагноз дизартрия вправе ставить только врач. Зачастую ребенку необходимо проходить курс медикаментозного лечения. Важно знать заключения ЛОР-врача. Нарушения слуха — один из самых распространенных факторов, провоцирующих задержку речевого развития. Дефекты слуха также могут негативно отразиться на умственных способностях ребенка. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами. Особенно страдает произношение. Если же у ребенка есть аденоидные разрастания, то также будет нарушено произношение, например соноров. Произносительные дефекты во многих случаях связаны с недоразвитием или неправильным развитием челюсти. Прогения и прогнатия стали сейчас нередким явлением. При данном недостатке свистящие и шипящие наверняка будут дефектны. При наличии прогении и прогнатии логопед не может начать работу по коррекции звукопроизношения. Сначала необходима работа ортодонта.

Читайте также:  Лак для волос синяя

Обследование фонематических процессов у детей.
Обследование фонематического восприятия.
Узнавание неречевых звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик. «Покажи картинку» — различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию. Материал: картинки на слова-квазиомонимы (коса — коза, бочка — почка, дочка — точка, вата — фата, рак — мак и др.)
I вариант: Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка, где почка. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.
II вариант: Инструкция: посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть. Например: мак, рак, лак, сок, сук, коза, коса, лужи, лыжи, дом, дым.

Дифференциация слогов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие. Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном). Да-та-да Ба-па-ба Га-ка-га Са-ша-са За-жа-за За-са-за и др., кот— год , дом— дым , бак— бык— бок . Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые или автоматизированные в речи. Ориентируемся на возраст ребенка: 4 года — серии из двух слогов, 5 лет — серии из двух-трех слогов, 6 лет — серии из трех слогов, слов. Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.

Дифференциация фонем.

Цели: Исследование навыков дифференциации фонем. Проверка готовности к формированию звукового анализа. «Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.
Инструкция: а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет) Материал: ряд звуков м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, м.
б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м» — выделение звука из ряда слогов (с 5 лет) Материал: ряд слогов ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, м, ам, ом, ма.
в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м» — выделение звука из ряда слов (с 5 лет). Материал: ряд слов кот, мак, дуб, мука, машина, санки, рак, лак, молоко, полка, бык, мыло, мох.

Вывод: Контрастные фонемы:

  • дифференцирует/не дифференцирует изолированное звучание контрастных фонем;
  • дифференцирует/не дифференцирует звучание контрастных фонем в слогах;
  • дифференцирует/не дифференцирует звучание контрастных фонем в словах;
  • дифференцирует/не дифференцирует звучание контрастных фонем во фразе;
  • дифференцирует/не дифференцирует изолированное звучание оппозиционных фонем;
  • дифференцирует/не дифференцирует звучание оппозиционных фонем в слогах;
  • дифференцирует/не дифференцирует звучание оппозиционных фонем в словах;
  • дифференцирует/не дифференцирует звучание оппозиционных фонем во фразе;

Обследование навыков звукового анализа и синтеза.

Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет). Материалом служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др. Инструкция: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.).
Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):
а) вычленение первого согласного звука из слов. Материалом служат слова: дым, трава, кошка, воробей, булка и др. Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т. д.;
б) вычленение последнего звука из слов. Материалом служат слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др. Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т. д.;
в) определение места звука в слове ( можно обследовать после обучения). Инструкция: «Где ты слышишь звук [с] в слове «санки» в начале, середине или в конце?» и т. д.;
г) определение последовательности звуков в слове (обследовать после обучения для итоговой диагностики). Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5. Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т. д.;
д) определение количества звуков в слове — количественный анализ. Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5(задание для итоговой диагностики). Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».

Читайте также:  Лаки акриловые водные в Санкт Петербурге

Вывод: Фонематический анализ сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован.

Обследование фонематического синтеза.

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности. Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к — мак» и т. д.
Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности. Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о — дом» и т. д.

Вывод: Фонематический синтез сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован

Обследование Фонематического представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

  • Выбери из набора картинок те, в названии которых есть звук (С).
  • Разложи картинки на две группы: в одну сторону – картинки в названии которых есть звук (С), в другую – со звуком (З).
  • Вспомни слово со звуком (С).
  • Вспомни слово, в котором звук (С) первый по счету.

Вывод: Фонематические представления на основе восприятия сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы.
Фонематические представления на основе анализа и синтеза сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы.

Вывод:
По итогам обследования логопед определяет исходное состояние и перспективы развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений. Разрабатывает программу коррекционной работы с детьми, отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления коррекции имеющихся отклонений, а также оценивает эффективность коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Литература:
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи-М.: Просвещение, 1985
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под ред. проф. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.
Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие: ДЕТСТВО-ПРЕСС.

Источник

Рак лак коса коза

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Задачи: развитие слуховой памяти, слуховых ощущений, фо­нетико-фонематического восприятия и звукового анализа, умения точно и правильно называть предметы.

Статья:

Задачи: развитие слуховой памяти, слуховых ощущений, фо­нетико-фонематического восприятия и звукового анализа, умения точно и правильно называть предметы.

Попросите детей улыбнуться и сказать друг другу хорошие слова. Проведите диагностику эмоционального состояния детей.

Занятие 1. Как тебя зовут?

Предложите трем-четырем детям по очереди назвать свои имена. Остальные должны услышать эти имена и хором повторить их. Затем следующие три-четыре ребенка должны будут назвать свои имена, а остальные — услышать и повторить их.

После того как все дети назвали свои имена, каждый ребенок должен попробовать повторить имена всех детей.

Задание 2. Назови предметы.

Попросите детей внимательно оглядеться, а затем назвать предметы, которые окружают их в комнате.

Задание 3 . Послушай звуки

Затемните комнату для обострения слуховых ощущений. Дети должны в течение минуты сидеть тихо, чтобы слышать все возможные звуки и шумы, доносящиеся из коридора, других комнат и с улицы ( шаги, разговоры, гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, пение птиц, сирену «скорой помощи» и др.)

После этого предложите детям по желанию рассказать о том, что они услышали.

Задание 4. Попросите детей хором четко произнести пары гласных звуков, например, [и] — [э], [и] — [о], [э] — [о], [э] — [у], [э] — [и]’ в различном темпе, повышая и понижая голос.

Затем попросите детей отчетливо произнести согласные звуки, которые часто слабо дифференцируются, например, [ш] — [с], [ж] — [с], [р] — [л], [с] — [з], [д] -[т], [б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к].

К завершение упражнения попросите детей четко произнести пары слов, различающиеся одним звуком:

мыс — мышь, код — кот, бар — пар, ваза — фаза;

код — кот, нож — нос, жарко — жалко, дочка — точка;

рак — лак, коса — коза, зуб — суп, дом — том.

Подведите итоги занятия. Проведите диагностику эмоционального состояния детей.

Источник

Похожие записи