Когда изобрели масляные краски
Когда появилась живопись маслом и кто изобретатель техники: история и развитие
Историю живописи маслом связывают с Яном ван Эйком: полагают, что он придумал метод в XV веке. Он действительно работал в этом направлении и популяризовал его: после многие мастера стали отказываться от темперы или совмещать ее с новыми приемами. Но можно ли считать нидерландского живописца изобретателем техники масляных картин?
Сотрудники художественного фонда «Шедевр» знают все о истории масляной живописи: мы расскажем о появлении и развитии техники, ее формировании от античных времен до наших дней.
История появления масляной живописи
По легенде, Ян ван Эйк придумал технику между 1410 и 1420 годами. Он написал очередную картину темперой и оставил ее высыхать на улице.
Для справки темперная техника (от латинского temperare –«смешивать») основана на смешении красочного пигмента и связующего вещества, которое представляет собой искусственную или натуральную эмульсию. Раньше для темперных красок использовали натуральные эмульсии, такие как соки растений и деревьев, желток, молоко.
Итак от солнечных лучей картина Яна ван Эйка потрескалась. Живописец начал искать краски, которые были бы более пластичными. В результате долгих экспериментов художник нашел идеальный рецепт: смесь льняного масла, скипидара, пигментов.
Звание «изобретателя техники масляной живописи» Яну ван Эйку присвоил итальянский художник и писатель Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях». Позже его мнение подхватил автор «Книги о художниках» Карел ван Мандер, а в XIX веке — член Французской академии Проспер Мериме.
Точно установить, когда появилась живопись маслом, невозможно: к ней прибегали с древних времен. Еще первобытные люди для наскальных росписей смешивали пигменты с жирами и маслами. А античные художники использовали энкаустические краски на основе воска и масла льна. Ими же расписывали щиты, флаги, корабли.
В ряде древних трактатов упомянуты способы изготовления и применения масляных красок:
• Трудах Плиния (23–79 годы)
• Сочинении греческого врача Аэтиуса (V–VI века)
• Сборнике рецептов VIII столетия — Луккском манускрипте
• «Записке о различных ремеслах» Теофила (XII век)
• Трактате Ираклия «О красках и искусствах римлян» (XII столетие)
Подтверждают свидетельства из письменных источников практические исследования. В XVIII столетии Мешель доказал с помощью химического анализа, что трое немецких художников XIII–XIV веков писали маслом. А в XIX веке — масляные основы обнаружили в красках, найденных во французском муниципалитете Сен-Медар-де-Преск. Также техника присуща норвежской религиозной живописи 1250–1350 годов.
Поэтому ван Эйк не изобретал метод. Но почему его имя тесно связано с историей развития техники масляной живописи?
До Эйка живопись маслом использовали в большинстве случае для росписи стен, покрасок статуй, прочих декоративных работ. Для картин же применяли быстросохнущие водяные краски. Но мастерство владения техникой Яна ван Эйка по-новому открыло ее возможности. Художники все чаще стали обращаться к методу и совершенствовать смеси: добавляли эфирные масла, сушки, чтобы уменьшить густоту и ускорить высыхание.
Расцвет живописи маслом в Европе
Начиная с XV века история масляной живописи стремительно развивается. Новые краски дают большую свободу: художники больше не зависят от ограничений, накладываемых водяными пигментами. Материалы дольше сохраняются, глубже передают цвета, позволяют снимать не высохшие слои, рисовать полотна больших размеров. Их используют в различных направлениях: портретах, пейзажах , сюжетах .
Вслед за художниками Северной Европы, живопись маслом начинают использовать в других странах. Уже в первом десятилетии XVI века техника стала основной среди живописцев Италии.
Но переход к новому способу не был мгновенным. Долгое время живописцы совмещали темперную технику с лессировкой. Первой выполняли подмалевок, второй — последующие этапы. В таком стиле работали, среди прочих, Джованни Беллини, Перуджино, Рафаэль.
Возможности масляных красок определили новую, более раскрепощенную манеру написания, свободное отношение к композиции и средствам выражения. Тенденция заметна на полотнах Тициана и Тинторетто. Плюс они стали толчком для развития новых техник и приемов живописи.
В XV–XVI веках краски художники создавали сами. Так, Дюрер использовал ореховое масло, Тициан — маковое с лавандовым эфиром, Рубенс тоже применял смесь макового и лавандового масел с добавлением мякоти кокоса.
К XVII столетию масляная живопись стала более лаконичной. Писали по тонированной основе (имприматуре), для светлых участков использовали кроющие краски, а для теней — на основе масел. Такой подход лучше передавал игру света и тени.
В XVIII веке многие секреты и приемы утрачиваются, забываются. Хотя написание картин маслом остается основной художественной техникой.
Современная история масляной живописи: новые технологии и направления
В XIX столетии масляная живопись становится ведущей: почти все произведения создаются в этой технике. В то же время обнаруживают недостатки метода: потемнение, пожелтение картин, растрескивание, потускнение цветов. Такие проблемы появляются, в первую очередь, при неправильном хранении и размещении полотен .
Мастера начинают изыскивать новые, более долговечные связующие материалы: растворимое стекло, эмульсионную темперу. Но краски на основе масел до сих пор популярны: их усовершенствование позволило дольше сохранять цвета и целостность полотен.
В том же XIX веке начинается промышленное изготовление масляных материалов. Появляются новые пигменты, которые лучше передают оттенки цветов. А следом происходит технический прорыв: изобретают тюбик для красок.
Такая кажущаяся мелочь привела к перевороту в изобразительном искусстве. Художники теперь могли работать не только в студии, но и на природе. Это позволило мастерам передавать изменчивость мира: в результате возникла пленэрная пейзажная живопись.
Постепенно все большее значение в картинах отводится творческому видению авторов. Эта тенденция, вкупе с развитием пленэрного пейзажа и новых идей о цветопередаче, приводит к новому направлению — импрессионизму.
Известные художники, работавшие в этом стиле — Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар. Последний считал, что без изобретения тюбика для красок не было бы импрессионизма.
В XX и XXI веке краски на основе масла остаются самыми распространенными, удобными, долговечными. Ими работают профессиональные художники и учащиеся. Сегодня масляную живопись применяют во всех жанрах и техниках написания картин.
Источник
Когда изобрели масляные краски
История возникновения красок уходит своим началом в далёкие-далёкие времена. Еще в каменном веке наши предки рисовали растительными красками в пещерах.
Первые рисунки растительными красками
Эти рисунки сохранились до наших дней. В качестве красок пещерные люди использовали уголь и охру.
Растительные краски
Позднее к этим растительным краскам стали добавлять животные жиры и краски стали держаться дольше. Со временем появлялись новые разновидности красок. Так в среднем веке завоевали популярность новоизобретенные масляные краски. Интересно то, что очень долго изобретателем масляных красок считали голландца Ян Ван Эйка. В то время данный вид краски изготавливали на основе растительных масел и яичного желтка с добавлением некоторых веществ, которые на сегодняшний день остались неизвестны.
В 20 веке были найдены документы, которые свидетельствуют о то, я что масляные краски были изобретены задолго до Ян Ван Эйка.
В 2001 году в Афганистане были разрушены большие статуи Будды, из-за чего пострадали пещеры, к которым обратились взоры ученых. Там были найдены картины, нарисованные масляными красками. Возраст этих картин относится к середине 7 века до н. э. Получается, что возникновения масляных красок относиться к более раннему периоду, нежели их появление в Европе.
Вообще история красок очень занимательна. Некоторые из них стоили очень дорого. Бывали даже случаи, когда использование тех или иных красок были возможны только при предварительной оплате заказчика картины.
Синяя краска (ультрамарин) привозилась в Европу из Афганистана и Ирана. Дисбах в начале 17 века смог получить путем химических опытов краску синего цвета и назвал ее «берлинская лазурь». Она стала отличной альтернативой ультрамарину. Через столетие француз Жан Батист Жиме смог изобрести «французский ультрамарин», который стал более дешевым материалом.
Минусом получаемых искусственных красок была их опасность для человеческого здоровья. Особенно была опасна изумрудно зеленая краска, которую получали из мышьяка, уксуса и окиси меди. Именно эта краска была использована при отделке дома Наполеона на острове Святой Елены. Некоторые ученные даже считают, что именно эта краска стала причиной скорой смести великого полководца.
История использования масляных красок
В прошлом столетии при отделке помещения широко применялись масляные краски. Более того они применялись повсеместно. В жилых и производственных помещениях, для общественных помещений и для отделки фасадов. Конечно,и масляная краска не отличалась стойкостью к внешним воздействиям, поэтому фасады зданий приходилось часто ремонтировать. В помещениях, где была повышенная влажность, масляные краски также не служили долго. И очень скоро краски стали вытеснять более качественные и стойкие материалы. Появление новых отделочных материалов для декорирования: обои, плитка и так далее быстро заняли место масляных красок.
Масленые краски
Сегодня существует огромное многообразие красок, отвечающие требованиям самых придирчевых потребителей. Однако обзор существующих разновидностей красок, особенностей их применения это материал совсем другой статьи.
Источник
История развития масляной живописи
Споры о том, кто был первым живописцем, начавшим рисовать масляными красками, ведутся и по сей день. И это неудивительно, художники хранили секреты своих техник, передавая их своим ученикам, которым, в свою очередь, запрещено было разглашать эту информацию. Однако одни специалисты утверждают, что первым был нидерландский художник начала XV века Ян ванн Эйк.
Ян ван Эйк. Портрет мужчины с гвоздикой. ок. 1435. Масло
Его заслуга заключается в том, что он улучшил свойства масляных красок, благодаря чему они начали быстрее сохнуть, а их консистенция стала более пригодной для рисования. Именно после модернизаций Яна ванн Эйка письмо масляными красками стало приобретать всеобщую популярность в европейских странах.
Кто первым изобрел масляные краски – доподлинно неизвестно до сих пор. Некоторые эксперты говорят, что этот вид краски был известен и раньше XV века как в Европе, так и в Азии (Китае). А судя по некоторым археологическим открытиям, масляные краски были еще в VII веке до н. э. (этот факт установили после разрушения Бамианских статуй Будды).
«Расцвет» красок в эпоху Возрождения
Новый виток развития масляной живописи начался в эпоху Возрождения. Живописцы этой эпохи наслаждались свободой, которую давали масляные краски по отношению к материалу. Их использование дало безграничные возможности для развития новых техник живописи. Лучшими полотнами этой эпохи стали картины Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэля, Тициана, Альбрехта Дюрера, Сандро Боттичелли.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна, 1512—1513. Холст, масло.
В XVIII веке наблюдается упадок в области изобразительного искусства. Живопись этого периода не развивается. Можно сказать, что в это время масляная живопись находится в стадии стагнации.
В начале XIX столетия большинство художников отдают предпочтение письму маслом.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Масло.
Однако в этот период остро встает вопрос о долговечности масляных красок: к этому времени признанные произведения искусства разрушаются в связи с пожелтением, растрескиванием и потемнением масляных красок. Новое поколение художников начало работать над их усовершенствованием, чтобы в дальнейшем картины сохранялись на более длительное время.
Современные масляные краски позволяют надежно сохранять цветопередачу практически на века.
Сальвадор Дали (Salvador Dali). Постоянство памяти (The Persistence of Memory). 1931. Масло, холст
Сегодня краски отличаются по своему составу, фактуре и до сих пор пользуются огромной популярностью как у профессиональных художников, так и у новичков. Если у вас есть определенные творческие наклонности – художественная школа «Пальмира-Арт» предлагает курсы по обучению рисованию масляными красками.
Источник
История возникновения красок
История возникновения красок уходит своим началом в далёкие-далёкие времена. Еще в каменном веке наши предки рисовали растительными красками в пещерах.
Первые рисунки растительными красками
Эти рисунки сохранились до наших дней. В качестве красок пещерные люди использовали уголь и охру.
Растительные краски
Позднее к этим растительным краскам стали добавлять животные жиры и краски стали держаться дольше. Со временем появлялись новые разновидности красок. Так в среднем веке завоевали популярность новоизобретенные масляные краски. Интересно то, что очень долго изобретателем масляных красок считали голландца Ян Ван Эйка. В то время данный вид краски изготавливали на основе растительных масел и яичного желтка с добавлением некоторых веществ, которые на сегодняшний день остались неизвестны.
В 20 веке были найдены документы, которые свидетельствуют о то, я что масляные краски были изобретены задолго до Ян Ван Эйка.
В 2001 году в Афганистане были разрушены большие статуи Будды, из-за чего пострадали пещеры, к которым обратились взоры ученых. Там были найдены картины, нарисованные масляными красками. Возраст этих картин относится к середине 7 века до н. э. Получается, что возникновения масляных красок относиться к более раннему периоду, нежели их появление в Европе.
Вообще история красок очень занимательна. Некоторые из них стоили очень дорого. Бывали даже случаи, когда использование тех или иных красок были возможны только при предварительной оплате заказчика картины.
Синяя краска (ультрамарин) привозилась в Европу из Афганистана и Ирана. Дисбах в начале 17 века смог получить путем химических опытов краску синего цвета и назвал ее «берлинская лазурь». Она стала отличной альтернативой ультрамарину. Через столетие француз Жан Батист Жиме смог изобрести «французский ультрамарин», который стал более дешевым материалом.
Минусом получаемых искусственных красок была их опасность для человеческого здоровья. Особенно была опасна изумрудно зеленая краска, которую получали из мышьяка, уксуса и окиси меди. Именно эта краска была использована при отделке дома Наполеона на острове Святой Елены. Некоторые ученные даже считают, что именно эта краска стала причиной скорой смести великого полководца.
История использования масляных красок
В прошлом столетии при отделке помещения широко применялись масляные краски. Более того они применялись повсеместно. В жилых и производственных помещениях, для общественных помещений и для отделки фасадов. Конечно,и масляная краска не отличалась стойкостью к внешним воздействиям, поэтому фасады зданий приходилось часто ремонтировать. В помещениях, где была повышенная влажность, масляные краски также не служили долго. И очень скоро краски стали вытеснять более качественные и стойкие материалы. Появление новых отделочных материалов для декорирования: обои, плитка и так далее быстро заняли место масляных красок.
Масленые краски
Сегодня существует огромное многообразие красок, отвечающие требованиям самых придирчевых потребителей. Однако обзор существующих разновидностей красок, особенностей их применения это материал совсем другой статьи.
Источник