Кто и когда придумал масляные краски

Когда появилась живопись маслом и кто изобретатель техники: история и развитие

Историю живописи маслом связывают с Яном ван Эйком: полагают, что он придумал метод в XV веке. Он действительно работал в этом направлении и популяризовал его: после многие мастера стали отказываться от темперы или совмещать ее с новыми приемами. Но можно ли считать нидерландского живописца изобретателем техники масляных картин?

Сотрудники художественного фонда «Шедевр» знают все о истории масляной живописи: мы расскажем о появлении и развитии техники, ее формировании от античных времен до наших дней.

История появления масляной живописи

По легенде, Ян ван Эйк придумал технику между 1410 и 1420 годами. Он написал очередную картину темперой и оставил ее высыхать на улице.

Для справки темперная техника (от латинского temperare –«смешивать») основана на смешении красочного пигмента и связующего вещества, которое представляет собой искусственную или натуральную эмульсию. Раньше для темперных красок использовали натуральные эмульсии, такие как соки растений и деревьев, желток, молоко.

Итак от солнечных лучей картина Яна ван Эйка потрескалась. Живописец начал искать краски, которые были бы более пластичными. В результате долгих экспериментов художник нашел идеальный рецепт: смесь льняного масла, скипидара, пигментов.

Звание «изобретателя техники масляной живописи» Яну ван Эйку присвоил итальянский художник и писатель Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях». Позже его мнение подхватил автор «Книги о художниках» Карел ван Мандер, а в XIX веке — член Французской академии Проспер Мериме.

Точно установить, когда появилась живопись маслом, невозможно: к ней прибегали с древних времен. Еще первобытные люди для наскальных росписей смешивали пигменты с жирами и маслами. А античные художники использовали энкаустические краски на основе воска и масла льна. Ими же расписывали щиты, флаги, корабли.

В ряде древних трактатов упомянуты способы изготовления и применения масляных красок:

• Трудах Плиния (23–79 годы)

• Сочинении греческого врача Аэтиуса (V–VI века)

• Сборнике рецептов VIII столетия — Луккском манускрипте

• «Записке о различных ремеслах» Теофила (XII век)

• Трактате Ираклия «О красках и искусствах римлян» (XII столетие)

Подтверждают свидетельства из письменных источников практические исследования. В XVIII столетии Мешель доказал с помощью химического анализа, что трое немецких художников XIII–XIV веков писали маслом. А в XIX веке — масляные основы обнаружили в красках, найденных во французском муниципалитете Сен-Медар-де-Преск. Также техника присуща норвежской религиозной живописи 1250–1350 годов.

Поэтому ван Эйк не изобретал метод. Но почему его имя тесно связано с историей развития техники масляной живописи?

До Эйка живопись маслом использовали в большинстве случае для росписи стен, покрасок статуй, прочих декоративных работ. Для картин же применяли быстросохнущие водяные краски. Но мастерство владения техникой Яна ван Эйка по-новому открыло ее возможности. Художники все чаще стали обращаться к методу и совершенствовать смеси: добавляли эфирные масла, сушки, чтобы уменьшить густоту и ускорить высыхание.

Расцвет живописи маслом в Европе

Начиная с XV века история масляной живописи стремительно развивается. Новые краски дают большую свободу: художники больше не зависят от ограничений, накладываемых водяными пигментами. Материалы дольше сохраняются, глубже передают цвета, позволяют снимать не высохшие слои, рисовать полотна больших размеров. Их используют в различных направлениях: портретах, пейзажах , сюжетах .

Вслед за художниками Северной Европы, живопись маслом начинают использовать в других странах. Уже в первом десятилетии XVI века техника стала основной среди живописцев Италии.

Но переход к новому способу не был мгновенным. Долгое время живописцы совмещали темперную технику с лессировкой. Первой выполняли подмалевок, второй — последующие этапы. В таком стиле работали, среди прочих, Джованни Беллини, Перуджино, Рафаэль.

Возможности масляных красок определили новую, более раскрепощенную манеру написания, свободное отношение к композиции и средствам выражения. Тенденция заметна на полотнах Тициана и Тинторетто. Плюс они стали толчком для развития новых техник и приемов живописи.

В XV–XVI веках краски художники создавали сами. Так, Дюрер использовал ореховое масло, Тициан — маковое с лавандовым эфиром, Рубенс тоже применял смесь макового и лавандового масел с добавлением мякоти кокоса.

К XVII столетию масляная живопись стала более лаконичной. Писали по тонированной основе (имприматуре), для светлых участков использовали кроющие краски, а для теней — на основе масел. Такой подход лучше передавал игру света и тени.

В XVIII веке многие секреты и приемы утрачиваются, забываются. Хотя написание картин маслом остается основной художественной техникой.

Современная история масляной живописи: новые технологии и направления

В XIX столетии масляная живопись становится ведущей: почти все произведения создаются в этой технике. В то же время обнаруживают недостатки метода: потемнение, пожелтение картин, растрескивание, потускнение цветов. Такие проблемы появляются, в первую очередь, при неправильном хранении и размещении полотен .

Мастера начинают изыскивать новые, более долговечные связующие материалы: растворимое стекло, эмульсионную темперу. Но краски на основе масел до сих пор популярны: их усовершенствование позволило дольше сохранять цвета и целостность полотен.

В том же XIX веке начинается промышленное изготовление масляных материалов. Появляются новые пигменты, которые лучше передают оттенки цветов. А следом происходит технический прорыв: изобретают тюбик для красок.

Такая кажущаяся мелочь привела к перевороту в изобразительном искусстве. Художники теперь могли работать не только в студии, но и на природе. Это позволило мастерам передавать изменчивость мира: в результате возникла пленэрная пейзажная живопись.

Постепенно все большее значение в картинах отводится творческому видению авторов. Эта тенденция, вкупе с развитием пленэрного пейзажа и новых идей о цветопередаче, приводит к новому направлению — импрессионизму.

Известные художники, работавшие в этом стиле — Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар. Последний считал, что без изобретения тюбика для красок не было бы импрессионизма.

В XX и XXI веке краски на основе масла остаются самыми распространенными, удобными, долговечными. Ими работают профессиональные художники и учащиеся. Сегодня масляную живопись применяют во всех жанрах и техниках написания картин.

Источник

Кто и когда придумал масляные краски

Из истории масляной живописи

Масляная живопись принадлежит к очень древнему способу живописи. О времени, когда и кем введено масло впервые в качестве связующего вещества красок, имевшее столь важное значение в истории развития живописи как искусства, не имеется данных.

Известно, что ещё первобытные люди расписывали пещеры пигментами смешанными с маслами и жирами, которые являлись прообразами масляных красок .

Известно, что растительные масла для красочных составов употребляли еще античные живописцы. Энкаустические краски, применявшиеся в античности, включали в себя не только воск, но и льняное масло. Упоминания о льняном масле как компоненте масляных красок можно найти в ряде трактатов и манускриптов VIII-XII веков. А в трактате Ираклия (XIII век) в главе 26-й имеются даже рекомендации по приготовлению масляных красок:

«. Возьми краски; которыми ты хочешь писать, разотри их тщательно с льняным маслом без воды и сделай смесь для лиц и одежды, как это ты раньше делал, стирая краски с водой, и изображай животных, птиц или листья разными красками, как захочешь».

В главе 29-й того же трактата дается технология обработки льняного масла для приготовления масляных красок:

«Известь и масло возьми по соразмерности, смешай и вари все, снимая пену. Прибавь туда соответственно взятому маслу некоторое количество свинцовых белил и поставь на один месяц или более на солнце, часто помешивая. Знай, чем дольше масло стоит на солнце, тем лучше. Затем процеди и мешай на этом краски».

Здесь и варка масла для его полимеризации, и применение извести для удаления белковистых включений, находящихся в нем, и введение свинцовых белил, делающих масло быстросохнущим, и уплотнение и отбеливание масла на солнце.

Читайте также:  Бальзам quot Белита quot оттеночный инструкция по применению палитра и отзывы

С введением и повсеместным распространением масляной живописи начинается новая эра в искусстве, которое с этого времени быстрыми шагами идет вперед. Ни одному из связующих веществ живопись не обязана в такой мере своим развитием, как маслу. Масла дали живописцу свободу и выход из подчиненного положения по отношению к материалу, порабощавшему его волю, окрылили живописца и создали необычайный подъем, открыв новые широкие горизонты и возможность безграничных творческих достижений.

Средневековая живопись на масле, состоявшая из одного масла и красок, была по своей сущности близка современной; тем не менее она не пользовалась популярностью у живописцев своего времени и применялась лишь в редких случаях: при некоторых росписях стен, покрасках, т. е. в работах декоративных, не требовавших тонкости в исполнении, а также при лессировках в темпере; вся же тонкая и деликатная живопись выполнялась техникой иного рода. Это странное, как кажется на первый взгляд, отношение живописцев к маслу при более внимательном изучении вопроса получает весьма простое и естественное объяснение. Дело в том, что масло не отвечало запросам примитивной техники живописи, приемы которой вытекали из другого вида красок, обычных в то время, главным составным элементом связующего вещества которых была вода.

Первоначальные приемы живописи, державшиеся в продолжение веков, обязаны своим происхождением водяным краскам, а не маслу. Вся техника живописи до Ван-Эйков имела характер живописи водяных красок (темпера, клеевая живопись, фреска и пр.), так как и была таковой; и потому естественно, что медленно сохнущее сырое масло, притом густой консистенции (как результат обработки, очистки и пр.), появившись в живописи, было чуждым, непривычным и малоотвечающим делу материалом с точки зрения средневекового живописца, воспитанного на красках, в связующем веществе которых такую существенную роль играла вода.

Лишь только после усовершенствования масляных красок, сделанного Яном Ван-Эйком (XV столетие), приблизившего их по свойствам высыхания и консистенции (вследствие введения в них эфирных масел и сушек) к водяным краскам, перед которыми масляные имели многие несомненные преимущества, наблюдается и быстрый рост интереса к ним у живописцев и быстрое вытеснение ими других способов станковой живописи. Но и масляная живопись Ван-Эйка и его последователей первое время продолжала носить на себе отпечаток водяной живописи: так велико значение традиций и так велико значение навыка. Только значительно позднее масляная живопись (у итальянских ее последователей) теряет свой робкий характер и обнаруживает мощную силу и полную самостоятельность.

Изучение письменных источников — трактатов, записок, манускриптов — позволило Ю. И. Гренбергу сделать вывод, что масляными красками пользовались уже в ХIII веке. Легенда же об изобретении масляной живописи Яном ван Эйком, рассказанная Вазари сто лет спустя после смерти знаменитого нидерландца, повторенная ван Мандером, а в XIX веке подтверждавшаяся секретарем Kopoлевской школы изящных искусств во Франции Мериме, осталась; только легендой, кочующей из одной книги по искусству в другую.

Мастера живописи эпохи Возрождения поистине упивались новой техникой и использовали ее в совершенстве. Лучшими образцами масляной живописи являются произведения мастеров различных национальностей названной эпохи, представляющие гармоническую связь между материалами, введенными в дело, и их творчеством. Эта же эпоха разработала и лучшие приемы техники, ставшие позднее для многих поколений живописцев идеалом, к которому стремятся, и оставшиеся до сего дня не вполне разгаданными и раскрытыми.

В XVIII столетии с упадком искусства наблюдается и упадок техники живописи. Лучшие приемы старой масляной живописи утрачиваются и постепенно отходят в забвение, но масло твердо остается на своем месте и не только не утрачивает своего значения, но, в силу традиций и навыков, проникает всюду, даже в область монументальной стенной живописи, где, разумеется, очень скоро терпит полное поражение.

К началу XIX столетия вся техника живописи вообще сводится почти к одной масляной живописи: выросшая и окрепшая на масле живопись в конце концов злоупотребляет маслом.

Вид разрушающихся произведений позднейшего искусства, пожелтение, потемнение и растрескивание, наблюдавшиеся в масляной живописи этого времени, а также желтый «галлерейный» тон великих произведений минувших эпох — все это вызывает реакцию по отношению к маслу, переходящую, наконец, в гонение на него. Сначала масляная живопись изгоняется со стен и заменяется фреской и новыми способами живописи со связующими веществами, вновь открытыми (растворимым стеклом); затем изыскиваются и новые связующие вещества для станковой живописи. На смену маслу предложен ряд связующих веществ и техник, между которыми начинает приобретать популярность возрождеиная темпера в виде новой «эмульсионной темперы». Наиболее вдумчивые художники, обеспокоенные будущим своих произведений, изыскивают способы передать их потомству в том виде, как они вышли из-под их кисти. На помощь живописцу приходит и наука, старающаяся своими данными обеспечить прочную опору технике живописи.

Живопись давно уже стоит перед трудно разрешимой для нее дилеммой: или продолжать пользоваться масляными красками и применять отвечающую им технику, которая в основе своей вытекала бы из их материальных свойств, или же заменить их другими красками с другой техникой, более отвечающей современным потребностям. Только при счастливом разрешения этой дилеммы следующие за нами поколения получат от нашего живописного искусства соответственное наследие.

Источник

Как называются масляные краски и почему?

Живопись существовала еще в античные времена. Считается, что самым древним наскальным рисункам уже более 17 тысяч лет. Живопись появилась практически одновременно с человечеством, люди уже тогда испытывали желание отображать свое видение окружающего мира.

Как называются масляные краски и почему?, фото № 1

ДРЕВНЯЯ НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Очень долго считалось, что именно Ван-Эйки изобрели масляные краски: соединили льняное масло, скипидар и пигмент и получили идеальную краску, которая не выгорает и не растрескивается. До этого в живописи использовали, в основном, краски водяные: фреска, темпера. Нет, была и средневековая живопись маслом, но применялась она крайне редко и не пользовалась популярностью у художников. Такую краску использовали в декоре: древние люди украшали стены храмов и дворцов фресками.

Как называются масляные краски и почему?, фото № 2

ДРЕВНЕЙШАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ БЫЛА ОБНАРУЖЕНА В ПОДЗЕМНОМ ГОРОДЕ КАППАДОКИИ (ТУРЦИЯ)

Позже обнаружились картины маслом, найденные на стенах в пещерах Афганистана. Возраст этих картин относится к 7 веку до н.э. Люди рисовали животных на стенах пещер, обнаруженных в Испании и на юге Франции. В период Средневековья творчество было направлено на иконопись, где использовалась темперная техника.

Как называются масляные краски и почему?, фото № 3

До сих пор основой масляных красок осталось растительное масло, а вот пигмент с течением времени менялся. Сначала он был растительным, после минеральным и химическим. Но и до сих пор в некоторых тонах используются только натуральные пигменты. Они дороже, так как их сложно добывать.

С 19-го века те красящие вещества, которые добывали из естественных источников, стали химически синтезировать. Именно с того времени пигменты стали разделять на натуральные и синтетические красители. Названия натуральных пигментов зачастую происходят от названия региона, где их добывали, или от названия растений, из которых и получали пигменты. Например, цвет «МАРЕНА» происходит от названия растения «Марена Красильная», но об этом далее…

Названия масляных красок.

1. ОХРА. Первую в истории живописи краску древние люди изготавливали из железистого природного минерала охры. Для светлых тонов использовали минерал без примесей, а чтобы получить цвет темнее, добавляли черный древесный уголь. Позже краску замешивали на животных жирах, после высыхания смесь оказывалась достаточно прочной и намного дольше держалась на поверхности. Об этом можно судить по тому, как доисторическая живопись прекрасно сохранилась. Охра обладает богатыми оттенками от светло-желтого до глубокого коричневого.

2. КОБАЛЬТ. Слово «кобальт» произошло от названия мифических подземных гномов «кобольдов». Еще в древности человек, добывая металлы, обнаружил серебро. Однако есть металлы, внешне не отличимые от серебра, которые при плавке выделяют токсичные вещества.

Читайте также:  Какую краску лучше выбрать

Как называются масляные краски и почему?, фото № 4

ПИГМЕНТ КОБАЛЬТ СИНИЙ

Как называются масляные краски и почему?, фото № 5

Когда немецкие горняки находили фальшивое серебро, они считали это проделками горного духа, гнома. Минералы кобальта применялись еще за несколько тысячелетий до н.э. для окраски стекла в синий цвет. Позже путем прокаливания руды, богатой кобальтом, был получен цаффер. Его сплавляли с песком, в результате получилась смальта, которая и представляла собой краску для стекла. В 1802 году французский химик Тенар путем соединения оксида кобальта и оксида алюминия получил синий пигмент, аналогичный кобальту по цветовым свойствам, но более устойчивый. Немного позже открыли и другие цвета на основе кобальта: зеленый кобальт, фиолетовый, красный, желтый и другие. Краски насыщенные и имеют хорошую покрывную способность и светостойкость.

3. КАДМИЙ. Кадмий красный — самая поздняя и прочная краска в масляной живописи. В производстве можно получить оттенки от светло оранжевого до темно-красного. По легенде финикийский царевич Кадм построил крепость Кадмею в Беотии. Вблизи этого города нашли соединение цинка, названное «кадмейской землей» или «кадмеей». А в 1817 году Штромейер воспользовался этим фактом и назвал краску Кадмием.

4. СИЕНА. Природная краска темно-желтого цвета названа в честь Тосканского города. Применяется с самых древних времен. Масляная краска сиена темно-коричневая, прозрачная и довольно стойкая к действию света. Она сохнет медленно и при высыхании немного темнеет.

5. УМБРА. Примерно с 18-го века чернила коричневого цвета делали из сепии. Это темная жидкость, выделяемая каракатицей. Но все-таки большую часть коричневых красок добывали в земле. Некоторое время считалось, что краска называется в честь провинции Италии – Умбрии. Но, скорее всего, название походит от итальянского слова «ombrello»- зонтик от солнца или от английского «umbrella»- зонт, слова имеют латинские корни и краска так называется потому, что очень подходит для создания эффекта тени. Для художников Возрождения умбра была одним из главных цветов краски, с ее помощью мастера могли легко передать на картине ощущение мягкого перехода от темного оттенка к светлому.

Как называются масляные краски и почему?, фото № 6

6. КРАПЛАК. Пользующийся популярностью еще в античном Египте, Греции и Риме, пигмент Краплак – это результат обработки корней растения Марена красильная. Краска получалась прозрачной и стойкой рубинового красного цвета. Поскольку краплак прозрачный, живописцы его часто использовали при работе с портретами: он идеально подходил для придания розового цвета губам.

7. Сажа газовая. Основная составляющая сажи газовой – углерод, остальные части же являются продуктами сгорания сырья, из которого и получают сажу. Отсюда и название самой краски «сажа», «сажать», то есть то, что насело: гарь, копоть. Также эту краску изготавливают и путем сжигания масел. Цвет имеет черный, при добавлении светлых оттенков получает холодные тона. Краска светопрочная и обладает тонкодисперсным пигментом, который смешивается с близлежащими красками, затемняя их. Поэтому в тонких работах применять ее нужно очень аккуратно.

8. ШУНГИТ. Данная краска также известна с древних времен. Это глинистая порода, которая включает в себя каменный уголь.

9. ВАН ДИК. Этот цвет также называется «кельнская» или «кассельская» земля из-за мест ее добычи, в окрестностях немецких городов Кельна и Касселя, и схожести с цветом земли, богатой оксидом железа. Изначально краску делали из торфа или почвы. Также месторождения натурального пигмента Ван-дика (или Ван Дейка) находятся в России. Особенностью краски является ее пластичность и глубокий темно-коричневый тон.

10. КИНОВАРЬ. В переводе с арабского киноварь значит «драконья кровь». Залежи натуральной киновари (сернистой ртути) встречаются во многих частях света. Древние греки называли ее «миллос», римляне – «минимум». Это, по сути, сернистая ртуть, которая бывает двух видов: амфорное вещество черного цвета и кристаллическое красного цвета. В производстве получается сначала в виде сернистой амфорной ртути, после уже превращается в кристаллическую красную сернистую ртуть. Позднее киноварь стали получать искусственным путем, полученная краска не уступала по прочности краске натурального происхождения. С ХII века в России киноварь использовали в иконописи, а с ХVIII в. В масляной живописи.

Как называются масляные краски и почему?, фото № 7

11. Окись хрома. Это вещество зеленого цвета было открыто в 1790-хх годах. Примерно через столетие получили новое соединение – водная окись хрома, которая и была использована в виде художественной краски, и имела цвет изумрудной зелени. Зеленые хромовые краски довольно прочные: они не меняют свои свойства под воздействием света, щелочей, кислот и высокой температуры.

Как называются масляные краски и почему?, фото № 8

12. НЕАПОЛИТАНСКАЯ ЖЕЛТАЯ. Краска вулканического происхождения впервые обнаружена в Италии, вблизи Везувия в 15-м столетии. Итальянцы называли ее «giallolino». Состоит она из различных безводных солей с содержанием окиси свинца. Имеет разнообразные оттенки от светло-желтого до яркого оранжевого. Неаполитанская краска в живописи считается лучшей для передачи цвета тела человека.

13. УЛЬТРАМАРИН. Натуральная синяя краска приготовлена была из лазоревого камня (lapis lazulli), лазурита. Сам по себе довольно ценный камень подвергали очень тонкой обработке, в итоге получалось совсем немного красящего пигмента, и стоил он очень дорого. С начала 19-го века началось производство искусственного ультрамарина, по своим свойствам почти не уступающего натуральному красителю.

Как называются масляные краски и почему?, фото № 9

14. МАРС. Марсами называют группу пигментов, которые получают искусственным путем. Как и в охре, в марсе присутствуют окиси и гидроокиси железа. Цвет пигмента варьируется от желтого до красного

Как называются масляные краски и почему?, фото № 10

ГОРОД МАДЖЕНТА ИТАЛИЯ

15. МАДЖЕНТА. Изначально из каменноугольной смолы изготавливали пигмент, напоминающий по цвету растение фуксию. В дальнейшем пигмент стали называть «Маджента» в честь битвы недалеко от итальянского города Маджента.

Источник



История возникновения красок

История возникновения красок уходит своим началом в далёкие-далёкие времена. Еще в каменном веке наши предки рисовали растительными красками в пещерах.

Первые рисунки растительными красками - история возникновения красок

Первые рисунки растительными красками

Эти рисунки сохранились до наших дней. В качестве красок пещерные люди использовали уголь и охру.

Растительные краски

Растительные краски

Позднее к этим растительным краскам стали добавлять животные жиры и краски стали держаться дольше. Со временем появлялись новые разновидности красок. Так в среднем веке завоевали популярность новоизобретенные масляные краски. Интересно то, что очень долго изобретателем масляных красок считали голландца Ян Ван Эйка. В то время данный вид краски изготавливали на основе растительных масел и яичного желтка с добавлением некоторых веществ, которые на сегодняшний день остались неизвестны.

В 20 веке были найдены документы, которые свидетельствуют о то, я что масляные краски были изобретены задолго до Ян Ван Эйка.

В 2001 году в Афганистане были разрушены большие статуи Будды, из-за чего пострадали пещеры, к которым обратились взоры ученых. Там были найдены картины, нарисованные масляными красками. Возраст этих картин относится к середине 7 века до н. э. Получается, что возникновения масляных красок относиться к более раннему периоду, нежели их появление в Европе.

Вообще история красок очень занимательна. Некоторые из них стоили очень дорого. Бывали даже случаи, когда использование тех или иных красок были возможны только при предварительной оплате заказчика картины.

Синяя краска (ультрамарин) привозилась в Европу из Афганистана и Ирана. Дисбах в начале 17 века смог получить путем химических опытов краску синего цвета и назвал ее «берлинская лазурь». Она стала отличной альтернативой ультрамарину. Через столетие француз Жан Батист Жиме смог изобрести «французский ультрамарин», который стал более дешевым материалом.
Минусом получаемых искусственных красок была их опасность для человеческого здоровья. Особенно была опасна изумрудно зеленая краска, которую получали из мышьяка, уксуса и окиси меди. Именно эта краска была использована при отделке дома Наполеона на острове Святой Елены. Некоторые ученные даже считают, что именно эта краска стала причиной скорой смести великого полководца.

История использования масляных красок

В прошлом столетии при отделке помещения широко применялись масляные краски. Более того они применялись повсеместно. В жилых и производственных помещениях, для общественных помещений и для отделки фасадов. Конечно,и масляная краска не отличалась стойкостью к внешним воздействиям, поэтому фасады зданий приходилось часто ремонтировать. В помещениях, где была повышенная влажность, масляные краски также не служили долго. И очень скоро краски стали вытеснять более качественные и стойкие материалы. Появление новых отделочных материалов для декорирования: обои, плитка и так далее быстро заняли место масляных красок.

Читайте также:  Номер краски форд фокус белый

Масленые краски

Масленые краски

Сегодня существует огромное многообразие красок, отвечающие требованиям самых придирчевых потребителей. Однако обзор существующих разновидностей красок, особенностей их применения это материал совсем другой статьи.

Источник

Кто и когда придумал масляные краски

Из истории масляной живописи

Масляная живопись принадлежит к очень древнему способу живописи. О времени, когда и кем введено масло впервые в качестве связующего вещества красок, имевшее столь важное значение в истории развития живописи как искусства, не имеется данных.

Известно, что ещё первобытные люди расписывали пещеры пигментами смешанными с маслами и жирами, которые являлись прообразами масляных красок .

Известно, что растительные масла для красочных составов употребляли еще античные живописцы. Энкаустические краски, применявшиеся в античности, включали в себя не только воск, но и льняное масло. Упоминания о льняном масле как компоненте масляных красок можно найти в ряде трактатов и манускриптов VIII-XII веков. А в трактате Ираклия (XIII век) в главе 26-й имеются даже рекомендации по приготовлению масляных красок:

«. Возьми краски; которыми ты хочешь писать, разотри их тщательно с льняным маслом без воды и сделай смесь для лиц и одежды, как это ты раньше делал, стирая краски с водой, и изображай животных, птиц или листья разными красками, как захочешь».

В главе 29-й того же трактата дается технология обработки льняного масла для приготовления масляных красок:

«Известь и масло возьми по соразмерности, смешай и вари все, снимая пену. Прибавь туда соответственно взятому маслу некоторое количество свинцовых белил и поставь на один месяц или более на солнце, часто помешивая. Знай, чем дольше масло стоит на солнце, тем лучше. Затем процеди и мешай на этом краски».

Здесь и варка масла для его полимеризации, и применение извести для удаления белковистых включений, находящихся в нем, и введение свинцовых белил, делающих масло быстросохнущим, и уплотнение и отбеливание масла на солнце.

С введением и повсеместным распространением масляной живописи начинается новая эра в искусстве, которое с этого времени быстрыми шагами идет вперед. Ни одному из связующих веществ живопись не обязана в такой мере своим развитием, как маслу. Масла дали живописцу свободу и выход из подчиненного положения по отношению к материалу, порабощавшему его волю, окрылили живописца и создали необычайный подъем, открыв новые широкие горизонты и возможность безграничных творческих достижений.

Средневековая живопись на масле, состоявшая из одного масла и красок, была по своей сущности близка современной; тем не менее она не пользовалась популярностью у живописцев своего времени и применялась лишь в редких случаях: при некоторых росписях стен, покрасках, т. е. в работах декоративных, не требовавших тонкости в исполнении, а также при лессировках в темпере; вся же тонкая и деликатная живопись выполнялась техникой иного рода. Это странное, как кажется на первый взгляд, отношение живописцев к маслу при более внимательном изучении вопроса получает весьма простое и естественное объяснение. Дело в том, что масло не отвечало запросам примитивной техники живописи, приемы которой вытекали из другого вида красок, обычных в то время, главным составным элементом связующего вещества которых была вода.

Первоначальные приемы живописи, державшиеся в продолжение веков, обязаны своим происхождением водяным краскам, а не маслу. Вся техника живописи до Ван-Эйков имела характер живописи водяных красок (темпера, клеевая живопись, фреска и пр.), так как и была таковой; и потому естественно, что медленно сохнущее сырое масло, притом густой консистенции (как результат обработки, очистки и пр.), появившись в живописи, было чуждым, непривычным и малоотвечающим делу материалом с точки зрения средневекового живописца, воспитанного на красках, в связующем веществе которых такую существенную роль играла вода.

Лишь только после усовершенствования масляных красок, сделанного Яном Ван-Эйком (XV столетие), приблизившего их по свойствам высыхания и консистенции (вследствие введения в них эфирных масел и сушек) к водяным краскам, перед которыми масляные имели многие несомненные преимущества, наблюдается и быстрый рост интереса к ним у живописцев и быстрое вытеснение ими других способов станковой живописи. Но и масляная живопись Ван-Эйка и его последователей первое время продолжала носить на себе отпечаток водяной живописи: так велико значение традиций и так велико значение навыка. Только значительно позднее масляная живопись (у итальянских ее последователей) теряет свой робкий характер и обнаруживает мощную силу и полную самостоятельность.

Изучение письменных источников — трактатов, записок, манускриптов — позволило Ю. И. Гренбергу сделать вывод, что масляными красками пользовались уже в ХIII веке. Легенда же об изобретении масляной живописи Яном ван Эйком, рассказанная Вазари сто лет спустя после смерти знаменитого нидерландца, повторенная ван Мандером, а в XIX веке подтверждавшаяся секретарем Kopoлевской школы изящных искусств во Франции Мериме, осталась; только легендой, кочующей из одной книги по искусству в другую.

Мастера живописи эпохи Возрождения поистине упивались новой техникой и использовали ее в совершенстве. Лучшими образцами масляной живописи являются произведения мастеров различных национальностей названной эпохи, представляющие гармоническую связь между материалами, введенными в дело, и их творчеством. Эта же эпоха разработала и лучшие приемы техники, ставшие позднее для многих поколений живописцев идеалом, к которому стремятся, и оставшиеся до сего дня не вполне разгаданными и раскрытыми.

В XVIII столетии с упадком искусства наблюдается и упадок техники живописи. Лучшие приемы старой масляной живописи утрачиваются и постепенно отходят в забвение, но масло твердо остается на своем месте и не только не утрачивает своего значения, но, в силу традиций и навыков, проникает всюду, даже в область монументальной стенной живописи, где, разумеется, очень скоро терпит полное поражение.

К началу XIX столетия вся техника живописи вообще сводится почти к одной масляной живописи: выросшая и окрепшая на масле живопись в конце концов злоупотребляет маслом.

Вид разрушающихся произведений позднейшего искусства, пожелтение, потемнение и растрескивание, наблюдавшиеся в масляной живописи этого времени, а также желтый «галлерейный» тон великих произведений минувших эпох — все это вызывает реакцию по отношению к маслу, переходящую, наконец, в гонение на него. Сначала масляная живопись изгоняется со стен и заменяется фреской и новыми способами живописи со связующими веществами, вновь открытыми (растворимым стеклом); затем изыскиваются и новые связующие вещества для станковой живописи. На смену маслу предложен ряд связующих веществ и техник, между которыми начинает приобретать популярность возрождеиная темпера в виде новой «эмульсионной темперы». Наиболее вдумчивые художники, обеспокоенные будущим своих произведений, изыскивают способы передать их потомству в том виде, как они вышли из-под их кисти. На помощь живописцу приходит и наука, старающаяся своими данными обеспечить прочную опору технике живописи.

Живопись давно уже стоит перед трудно разрешимой для нее дилеммой: или продолжать пользоваться масляными красками и применять отвечающую им технику, которая в основе своей вытекала бы из их материальных свойств, или же заменить их другими красками с другой техникой, более отвечающей современным потребностям. Только при счастливом разрешения этой дилеммы следующие за нами поколения получат от нашего живописного искусства соответственное наследие.

Источник

Похожие записи