Quot Пушистая quot Федоскинская миниатюра и е уникальная технология

Федоскинская миниатюра: Как 200 лет назад в России появилась лаковая сказка, покорившая мир

В России существуют всего четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Последняя является самой старинной, основана она еще в XVIII веке. Эта единственная манера русской традиционной росписи, не связанная с иконописью. Федоскинские мастера еще в XIX веке учились в Строгановском училище и ставили для себя высокую планку – равнялись на художников эпохи Возрождения. Сегодня в Федоскино производят шкатулки и расписывают их точно так же, как и 200 лет назад. Каждая работа является произведением искусства.

Федоскино. Миниатюра «Берендеево царство», 2000 г.

Интересно, что при изготовлении коробочек для лаковых миниатюр используется не дерево, а папье-маше. Поэтому, чтобы отличить настоящее изделие мастеров от дешевой подделки, можно аккуратно похлопать крышкой – звук должен получаться особенный, немного глуховатый.

Первое производство в подмосковном селе Федоскино основал купец Петр Коробов в конце XVIII века. Сначала на фабрике производили армейские козырьки из папье-маше. Затем предприимчивый купец побывал в Германии на фабрике Штобвассера и загорелся идеей расширить свое производство. Он привез в Россию несколько иностранных мастеров и выделил им для обучения деревенских мужиков, показавших талант к этому делу.

Из жеваной бумаги, как тогда называли папье-маше, стали изготавливать коробочки, шкатулки, табакерки и бисерницы. Сначала на коробочки просто наклеивали картинки. Расписывать вручную их стали с 1814 года. Позднее фабрика перешла к зятю основателя купцу Лукутину. Он-то и поднял планку мастерства для художников на новый уровень. После этого федоскинские мастера получили право ставить на изделиях герб – золотого двуглавого орла.

Источник

Краски для федоскинской миниатюры

В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские.

Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу.

Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи.

В 1945 году при артели была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности.

Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др.

Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок.

Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры.

Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др.

Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России.

В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.

Читайте также:  Смывка краски эстель как правильно

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно.
отсюда
Tags: декоративно-прикладное искусство, традиции

Источник



"Пушистая" Федоскинская миниатюра и её уникальная технология

Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие же разные! Шкатулки вообще вещь на ценителя. Особенно исходя из «кусачей» цены. Сразу одолевают мысли: а зачем она нужна за такие деньги? Но я вовсе не задаюсь целью увеличить объём продаж в Федоскино, хотя лично мне — о-очень бы хотелось купить федоскинскую шкатулку.

Просто при возможности рекомендую – возьмите в руки, полюбуйтесь, почувствуйте приятную тяжесть, осторожно откройте лаковую крышечку, посмотрите, какая она внутри алая, вглядитесь в миниатюру. Это же настоящее рукотворное чудо, искусство. Это развивает, что-то будит внутри, заставляет удивляться, задуматься.

Вполне допускаю, что написанное мною кому-то покажется непонятным. Подумаешь – восхищаться шкатулкой, восхищаться, что ли больше нечем? 🙂 Сейчас столько распиаренных модных продуктов – и это хочется попробовать, и на этом поездить, и этим подушиться.. Но эти шкатулки из Федоскино — совсем другой полюс. Совсем.

Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи — 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. В самом селе на пять старо-русских ветхих избушек приходится по одному вклинившемуся в местные огороды ново-русскому кирпичному особняку. Особенно густо коттеджи сосредоточены вдоль берега речки. Само здание фабрики стоит на другом берегу реки, на возвышенности. Раньше рабочие места художников-миниатюристов располагались на верхних этажах фабрики у огромных окон. Один чудный открывающийся вид оттуда на лес, речку, деревню заряжал вдохновением. Сейчас уже заряжать некого. Все оставшиеся на фабрике художники – надомники.

История промысла.

Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и лаковые козырьки для фуражек.

Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии. Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной. размоченной и спресованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду. Об успешном человеке в то время говорили: «И сыт, и пьян и нос в табаке». Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать. Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили.. Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было. Нет. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин. Ну да о нём дальше.

Читайте также:  Если краска для волос пенится

Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу положил глаз другой купец — Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным. А жених оказался шустрый. Не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии. Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев. Тесть и нарадоваться на эятя не мог, а местная печать уже сообщала, что: «Бумажные табакерки московского купца Лукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных. Трудно поверить, что дюжина их с изрядной живописью продается по 4 рубля». А потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо – герб Российской империи – двуглавого орла, — но! — только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Cмекаете. Федоскино стало поставщиком Императорского двора. А означало это почёт и уважение. Но и качество соответственно требовало.

Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но всяк по-своему. Сын Лукутина Александр что называется «горел» на производстве. Самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде. В результате такого “управления” в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься в Жостово (кто не знает – промысел по производству расписных подносов). Правда потом многие повозвращались и создали артель, которая и помогла сохранить традиции.

Красный ветер перемен привёл к тому, что в начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая «производила искусство» на конвейерной основе. А в трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе. Кстати. Очень нтересный факт: В те военные годы Сталин подписал указ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт, а оставляли на фабрике; а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.

В Федоскино есть училище. Туда поступают с 9-го класса, учатся 4 года, обучение бесплатное, на курсе 15 человек. Учатся одарённые ребята в т.ч. из Прибалтики, Приднестровья, Белоруссии. Раньше было три направления: жостовская роспись, федоскинская миниатюра и ростовская финифть. В советское время — выпускники получали узкую специализацию, а сейчас получают диплом как художники «широкого профиля». Технологии в училище не учат, только живописи. А вот в советское время — учили.

Источник

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Современная Федоскинская фабрика миниатюрной живописи — один из самых старинных художественных центров Подмосковья. Здесь, в Данилкове, в районе современного села Федоскина, в 1795 году П. И. Коробов открыл фабрику лакированных изделий из папье-маше.

Читайте также:  Базовая автомобильная краска Nissan код цвета KL0 A5976

«Красная площадь». Шкатулка. Федоскино. XIX век. Музей Федоскинской художественной школы
Искусство миниатюрной живописи начинает интенсивно развиваться в первой четверти XIX века, когда фабрика перешла к П. В. Лукутину. Лукутинские лаки получили известность; это были модные тогда табакерки, коробочки, чайницы, портсигары и многие иные предметы, украшенные искусной миниатюрой и покрытые лаком. Сюжеты росписи были разнообразными; здесь и жанровые сцены, и пейзаж, и виды Москвы. Несколько позже распространились знаменитые «Тройки» и «Чаепития», которые очень полюбились народу. Трактовка сюжетных мотивов, характер декоративного украшения предметов, разнообразие их форм были результатом творчества местных мастеров. Их искусство, отражая вкусы времени, сохраняло черты национальной самобытности.

Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина М. Чижов беседует с учениками в музее Федоскинской художественной школы

Г. Ларишев «1917 год». Шкатулка

В. Липицкий «Лель». Шкатулка

Заслуженный художник РСФСР В. Липицкий
В конце XIX—начале XX века производство переживало заметный спад, искусство и мастерство упрощались. В 1904 году Лукутинская фабрика была закрыта. Однако в 1910 году мастера Федоскина организуют свою артель, правда просуществовавшую недолго.

М. Пашинин. «Песня» (фрагмент) Шкатулка

Заслуженный художник РСФСР М. Пашинин
Промысел начал новую жизнь после Великого Октября. Возрождение Федоскина связано с именами старейших мастеров В. Бородкина, И. Семенова, А. Кругликова, Н. Петрова, Н. Цыбина. В 30-е годы большую помощь промыслу в становлении его искусства оказывали видные советские искусствоведы Анатолий Васильевич Бакушинский и Виктор Михайлович Василенко.

Ю. Карапаев. «Северная песня». Шкатулка

Ю. Карапаев. «Сентябрь» (фрагмент). Ларец

Ю. Карапаев. «Продотряд». Шкатулка

Заслуженный художник РСФСР Ю. Карапаев
Дальнейшее развитие федоскинской миниатюры связано с творчеством молодых поколений мастеров, обогативших ее новыми идеями, образами, сюжетами, отражающими новую эпоху в истории страны. В искусстве советского Федоскина формируется свой стиль исторических и жанровых сюжетов. Находит воплощение песенно-фольклорная тематика. Становится характерным пейзаж, воспроизводящий природу Подмосковья и в лиричных композициях, и в подчеркнуто современных. Все активнее обращаются мастера к темам общественного звучания, отражающим события наших дней. Немало произведений посвящено художниками Федоскина образу В. И. Ленина.

С. Монашев. «Жар-птица». Шкатулка
Сегодня на Федоскинской фабрике работают и мастера старшего поколения — заслуженные художники РСФСР В. Липицкий, М. Пашинин, заслуженные художники РСФСР М. Чижов, И. Страхов, Г. Ларишев, Ю. Карапаев и более молодые — В. Антонов, А. Толстов, С. Козлов и другие. Они учат молодежь, развивая лучшие традиции, накопленные опытом многих поколений федоскинцев. Эти традиции сохраняются, живут и в характере старинного производства самих изделий из папье-маше, и в их формах, и в живописной системе миниатюрного письма, и в применении перламутра и металла.

Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина И. Страхов
В отличие от Палеха, Мстёры и Холуя, где пишут темперой, федоскинская миниатюра исполняется масляными красками. Используется прием трех-четырехслойного письма, когда последовательно выполняются замалевок, пропись, лессировка, бликовка. Законченную миниатюру покрывают прозрачным лаком и полируют, что создает особый декоративный эффект и придает краскам звучанье, присущее именно лаковой миниатюре. Характерен для Федоскина и прием многослойного лессировочного (прозрачными красками) письма по сусальному золоту или металлизированному фону, а также и по перламутру. Такой фон и заставляет по-особому «загораться» краски.

Источник

Похожие записи