Рейтинг ТОП 7 лучших кистей для красок назначение какие выбрать плюсы и минусы

Как выбрать кисти для масляных красок

Как выбрать кисти для масляных красок

Материалы для живописи

Все начинающие художники знают, что кисточка – это основной инструмент художника. Но не все соблюдают правила, отправляясь в магазин за покупкой. А ведь чтобы выбрать кисти для живописи маслом, нужно знать некоторые правила и уметь отличить хорошую кисточку от плохой. Как это сделать, читайте в моей статье.

Самые первые кисти появились задолго до живописи, в привычном для нас понимании. Три тысячи лет назад, в Древнем Китае, богатые и образованные люди изобрели приспособление для написания иероглифов. Но, в отличие от современных кисточек, ворс у них был совершенно иной – самые первые кисточки делали из шерсти лисы, кошки, или крысы.

Сегодня, человечество шагнуло далеко в перед, и чтобы понять, какие кисти нужны начинающим художникам для масляных красок, давайте остановимся на нескольких основных характеристиках – материал, форма и длина рукоятки. По этим трем критериям я советую вам выбирать себе первые кисти для живописи.

Материал

Все творческие люди, и, тем более художники, понимают насколько важно качество материалов. Качество кисточки напрямую зависит из какого материала она была изготовлена. Художники используют разные кисти для работы с маслом, остановимся на самых основных.

Белка

Мягкая кисть с черным ворсом, используется в акварельной живописи. Но вот для масляной живописи я бы не рекомендовала выбирать кисть из шерсти белки, так как едкие разбавители при очистке могут запросто испортить ее нежный и мягкий ворс, оставив всего несколько ворсинок на кисточке.

Колонок

Светлые, слегка рыжеватые, кисти из шерсти колонка так же имеют мягкий, но более жесткий ворс, по сравнению с белкой. Эта кисточка идеально подойдет для того, чтобы рисовать гуашью или акрилом.

Еще один вид кисточек из натурального ворса, но не такой популярный, в отличии от белки или колонка. Часто такие кисти покупают детям для уроков ИЗО в школе – ими не только можно рисовать, но еще и выполнять ряд декоративно-прикладных работ, например, в работе с клеем ПВА.

Щетина

Жестка, белая кисть из свиного ворса – отлично держит форму ворса, и даже со временем не так сильно стирается, как предыдущие кисти. Щетина – одни из лучших кистей для масла. Они достаточно хорошо держат густую масляную краску, а также, ими очень удобно накладывать объемные мазки, придавая интересную фактуру картине.

Синтетика

Пожалуй, один из самых универсальных вариантов – кисти из синтетического ворса. Такие кисти идеально подходят как для масляных красок, так и для акриловых, гуашевых, темперных красок.

Они имеют мягкий, достаточно упругий ворс, хорошо держат кончик, и спокойно переносят различные химические разбавители, лаки и прочие средства для масляной живописи.

Кроме того, искусственные кисти гораздо легче мыть, ворс не выпадает, да и стоят они дешевле натуральных белки и колонка.

Форма

Формы кистей для масляной живописи

Основная форма кистей, наиболее распространенная среди художников, это – круглая и плоская.

Сделать большой, размашистый мазок, или нарисовать самую тонкую линию – все это возможно сделать кисточкой круглой формы. Наносить масло такой кистью очень удобно, особенно, если вы хотите более детально проработать какой-то фрагмент на картине.

Плоская же кисть прекрасно подходит для заливки, покрытия краской больших участков на холсте. Широкую плоскую кисть из синтетического ворса, так же можно использовать при покрытии картины лаком. При чем необязательно покупать для этого дорогую, художественную кисть, достаточно будет простой дешевой кисти из строительного магазина.

Как вы уже догадались, на этом список форм кисточек не заканчивается, ведь художники люди изобретательные и придумали для себя кисти под разные случаи.

Например, кисти со скошенным кончиком помогут вам провести идеальную ровную линию, точно также, как и кисть-лайнер – очень тонкая вытянутая кисть, похожая на кисточку от подводки для глаз. Кисточка овальной формы, как нечто среднее между плоской и круглой – сочетает в себе сразу несколько качеств. А если вам нужно растушевать краску, берите веерную кисть.

Есть еще одна разновидность кистей – это кисть флейц. Плоская и широкая, кисть-флейц обычно изготавливается из щетины или синтетики, прекрасно подходит для объемных работ на больших холстах, а также, для покрытия лаком готовой работы.

Длина рукоятки

Как вы уже успели убедиться, кисти для рисования бывают абсолютно разных форм, видов и каждая имеет свое предназначение. Но меня часто спрашивают, что даже если кисточки имеют одинаковую форму и ворс, то они отличаются по длине своей ручки. Так в чем же разница, и какой длины начинающему художнику выбрать кисточку?

Во-первых, давайте, как и с ворсом определимся, из чего должна быть сделана ручка у кисточки? Хорошие кисти для работы маслом должны иметь деревянную рукоятку. Дерево, в отличие от пластика, более практичный материал, и опять же, оно не растворится и не испортится под действием химических растворителей.

Во-вторых, любому художнику, который пишет маслом или любыми другими красками, я бы посоветовала купить сразу несколько кисточек разного размера. Это нужно для того, чтобы понять, с какой кистью вам больше всего удобней и комфортней работать. Ведь проводя за мольбертом по несколько часов, а то и больше, вам будет трудно не устать, пусть и занимая любимым делом – масляной живописью.

Поэтому смело выбирайте короткую, среднюю и длинную кисточки и пробуйте наносить ими первые мазки на холсте.

Размер

Вы наверняка замечали, что на каждой кисточке, на ручке, обычно рядом с металлическим наконечником или с названием ворса, стоит какая-нибудь цифра. Именно эти цифры говорят вам о том, какого размера ваша кисточка.

Круглая кисть самого маленького размера, обычно самая тонкая, обозначатся № 00, а далее – по возрастающей. Сразу хочу отметить непрактичность такой кисточки. Она, как правило, состоит всего из нескольких ворсинок, поэтому очень быстро сотрется. Поэтому, если вы хотите тонкую кисточку, которая прослужит вам не один раз, а больше, выбирайте кисть под № 1. Разница между ними небольшая, зато вторая дольше сохранит свои свойства.

Обозначение размера плоских кистей идет от № 2 и всегда четными цифрами. Все дело в том, что, когда круглую кисть № 1 приплющивают и сжимают, она становится плоской кистью № 2. Двойка при сжатии становится № 4 и так далее. Поэтому, производители решили ввести такую систему обозначения, чтобы не запутаться самим и не вводить в заблуждение художников, особенно начинающих.

Важно отметить, что размер кистей обозначается в миллиметрах. Так, например, Круглая кисть № 3 будет размером 3 мм, а плоская широкая кисть флейц под № 20 – уже 2 см.

Какие кисти нужны для масляной живописи: чек-лист

Какие кисти нужны для масляной живописи

Теперь, когда мы с вами рассмотрели кисти по нескольким основным критериям – форме, ворсу, размеру и длине, важно подвести итог, и сориентировать вас, а как же все-таки выбрать правильную кисть?

Чек-лист КАК ВЫБРАТЬ КИСТОЧКУ:

  1. Определитесь, какими красками вы будете писать. Для акварели подойдут кисти с натуральным, нежным ворсом, а для масла и акрила нужны кисти щетина или синтетика.
  2. По форме возьмите круглую и плоскую кисти, а также широкую, плоскую кисть флейц.
  3. Ручка может быть любой длины, главное, чтобы вам было удобно писать такой кисточкой. Тут, как и с формой, возьмите сразу несколько – длинную, короткую, среднюю.

Рекомендуемые производители

Как и в случае с красками, у кисточек для живописи и рисования тоже есть свой ТОП-производителей:

Источник

Рейтинг ТОП 7 лучших кистей для красок: назначение, какие выбрать, плюсы и минусы

Рисование красками успокаивает и позволяет нашей фантазии воплотиться в реальность. Для этого мы используем краски, имеющие разную консистенцию. Поэтому к каждой из них нужно подобрать свой инструмент, чтобы художественный процесс приносил только положительные эмоции. Но новичку сложно разобраться в разнообразии кистей, которые он видит на полках магазинов. Они бывают жёсткие, мягкие, плоские, круглые, широкие и у них разные номера.

Я предлагаю Вам ознакомиться в обзоре не только с рейтингом популярных брендов и узнать об их сильных и слабых сторонах, но и расскажу о мире художественных кистей. Вы узнаете об их разновидностях и предназначении. Поэтому после прочтения обзора, Вы сможете сделать правильный выбор и насладиться творчеством в полной мере.

В чём отличия художественных кистей и для каких они красок?

Если окунуться в мир художественных кисточек, то начинающему художнику можно утонуть в информации и запутаться с выбором. Дело в том, что этот инструмент имеет несколько параметров, по которому его подбирают. Постараюсь вкратце, но в то же время информативно рассказать Вам об особенностях кистей для красок.

Читайте также:  Как разводить пищевую краску для окрашивания яиц

Начнём с самого просто. Все они различаются по номерам, который указан на корпусе каждой кисточки. И тут стоит обратить внимание на форму кончика: круглая или плоская. У круглых кистей номера начинаются с 0 (реже 00) и до 20. Цифра означает диаметр в миллиметрах, и шаг составляет 1 мм. У плоских кистей цифра означает ширину и бывают варианты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18.

На самом деле форм гораздо больше, чем просто круглая и плоская и у каждой своё предназначение:

  • Круглые для гуашевой и акварельной краски. Подходит для проработки деталей и создание фактуры, поэтому они универсальные.
  • Плоские для широких и ровных мазков. Они хорошо удерживают краску, поэтому часто используются для масла. Подходят для закрашивания крупных участков.
  • Шрифтовые по своей сути относятся к круглым кистям, но имеют очень длинный ворс. Предназначены для прорисовки контура или просто тонких линий. Их часто применяют в графике.
  • Кошачий глаз или язык тоже плоская, широкая у основания и тонкая на конце. Чем-то напоминает каплю. Она совмещает в себе свойства круглой и плоской кисточки. Ей можно изменять толщину линий и вид мазков, создавая плавные переходы цвета.
  • Веерные. По форме напоминают веер и относятся к плоским кисточкам для красок. Ими смягчают цветовую растяжку и смазывают контуры.

Это основные формы ворса, с которыми Вы можете начать практиковать и экспериментировать. Но в магазинах для художников ещё встретите и другие формы. А о видах ворса и его предназначении я расскажу чуть ниже в данном обзоре.

Рейтинг ТОП 7 кистей для красок

В моём рейтинге будут участвовать популярные марки кистей для красок, которыми пользуются любители и художники-профессионалы. Составлен он с учётом характеристик и отзывов покупателей. Вы можете предварительно ознакомиться со списком участников:

BRAUBERG белка

Круглая с тонким кончиком кисть от известного бренда. Выполнена из белки и предназначена для водорастворимых красок. Несмотря на то что обойма металлическая с двойным зажимом, данное изделие сильно лезет. При работе сложно контролировать отдачу воды и пигмента. Из-за этого сложно делать прорисовки и проводить тонкие линии. Многие пользователи жалуются на то, что ручка выпадает из металлической основы. Поэтому не стоит их брать даже для детского творчества.

BRAUBERG
Ворс белка
Номера 1-5
Назначение акварель, гуашь, темпера
Особенности конусная
  • натуральный волос;
  • деревянная лакированная ручка;
  • доступная цена.
  • сильно лезут и пушатся;
  • выпадывают из металлической гильзы.

Это что-то невозможное рисовать такими кистями. В ячейках акриловых красках весь ворс, на художествах ребёнка тоже одни волосы от кисточки. Работать ими невозможно, так как выпадывает ручка их металлического основания. В общем, не советую брать даже для детей, так как это одна сплошная головная боль.

Некоторые полагают, что для детского творчества можно взять некачественный товар. Я не рекомендую так поступать, так как ребёнка нужно сразу приучать к хорошему. Если инструмент для рисования лезет, значит, он портит рисунок и не может доставлять радости. А также он учить Вашего ребёнка неаккуратности.

ГАММА белка

Конусовидные художественные инструменты для красок на водной основе, то есть преимущественно для акварели. Но их можно использовать и для акрила. Беличий мех упругий и всегда создаёт форму с острым носиком, поэтому удобно прорисовывать тонкие детали. Но на данный продукт есть жалобы относительно низкого качества. Ворсинки лезут и скручиваются, а это говорит о том, что мех взят не из кончика хвоста, как это требуется по технологии. Видимо, при производстве часто попадается брак. Но всё же они будут чуть лучше предыдущих и если Вам повезёт купить действительно качественный товар, то такой инструмент будет вполне удобным для ребёнка.

ГАММА
Ворс белка
Номера 1-8
Назначение акварель
Особенности конусная
  • удобные в работе;
  • можно прорисовывать мелкие детали или делать крупные мазки;
  • можно купить в наборе или поштучно.

Вполне удобные кисточки для ребёнка. Поверхность покрыта лаком и поэтому не пачкается, как у обычных деревянных, то есть их легко можно отмыть. Не сказала бы, что прямо лезут, но всё же ворсинки выпадают. Но в целом неплохо для начала.

ГАММА синтетика

Ворс выполнен из синтетического полиэфирного волокна, производящегося в Японии. Он позволяет контролировать мазок, набирать плотные краски и правильно их распределять. Всё благодаря хорошей упругости. В наборе представлены круглые кисточки № 1, 3, 5 и плоские с номерами 5 и 8. Взбиты в пучок плотно и ворсинки не топорщатся. Покрытие ручки лаковое и легко моется. Во время работы не сыпятся.

ГАММА
Ворс синтетика
Номера 1-8
Назначение тушь, гуашь, темпера, масло
Особенности плоская
  • соотношения цены и качества;
  • подходят для детского творчества;
  • не лезут во время работы;
  • в наборе все необходимые номера.
  • существенных недостатков не выявлено.

Набор смотрится не дёшево и лаковое покрытие достаточно качественное, то есть со временем не трескается и не крошится. Сами кисти упругие, мягкие и не лезут. В руке держать комфортно. Мелкие детали прорисовывать удобно. Применяли с ребёнком для рисунка акварелью. А сама я использовала для акрила. Все испытания прошли на отлично.

Невская палитра с резервуаром

Грубо говоря, это кисть с краской и водой в одном “флаконе”. Предназначается для водорастворимых красок, то есть первоначально для акварели. Фабрика выпускает вариации: круглая №1-5 и плоская №1, 2, 5, 7. Пучок синтетический достаточно упругий и скользкий. Подходит для скетчинга, пленэра, зарисовок, леттеринга и для размывания акварельных красок. Состоит из двух частей: кисли и резервуара для воды. Благодаря мягким стенкам легко контролировать размытость, зависящую от нажатия пальцами. Сложно делать тонкие линии, но отлично даёт эффекты размытости.

Невская палитра
Ворс нейлон
Номера 1-7
Назначение акварель и водорастворимые краски
Особенности с резервуаром
  • много сфер применения;
  • качественный товар;
  • удобно брать на уличные зарисовки;
  • доступная цена.
  • необходимо приноровиться.

Я люблю рисовать и окончила художественную школу, поэтому мне друзья подарили эту чудо-кисточку. Меня она очень заинтересовала, и я решила опробовать её возможности. Скажу честно, не сразу всё получилось, но было интересно. Её удобно держать в руке, так как похожа на ручку. Расходует немного воды и на зарисовки вполне хватает. Я бы её рекомендовала для художников и детей в качестве развлечения и ознакомления с миром красок.

Winsor & Newton COTMAN-222

Известная английская фирма, основанная в 1832 году в Лондоне. Специализируется на товарах для профессиональных художников. Кисти выполнены из мягкой синтетики и предназначены для акварели. Пучок круглый и имеет большую длину, что удобно для создания линий и проработки мелких деталей. Отлично держат водорастворимую краску и не создают проплешин. Обойма плотная и удерживает пучок по форме и не даёт выпадать ворсинкам. Ручка короткая, поэтому удобная. Подходят для ретуши, каллиграфии, создания длинных и непрерывных прямых и изогнутых линий.

Winsor & Newton
Ворс синтетика
Номера 0-6
Назначение акварель
Особенности форма лайнер
  • высокое качество продукции;
  • возможно создавать линии разной толщины;
  • удобная ручка.
  • высокая цена за одну штуку.

С недавнего времени стала увлекаться каллиграфией и для ознакомления купила кисть Винсор и Ньютон. Конечно, к ней надо приноровиться и сразу ничего не получится. Но могу сказать, что кисточка выполнена аккуратно, волоски не сыпятся и держат форму. Рисовать ей линии одно удовольствие.

Номера от 0 до 3 применяют для детальной прорисовки, а начиная от 4 для создания фона, крупных мазков, больших деталей. Поэтому собирая свой набор, нужно учитывать, что Вы будете рисовать. Обычно требуются № 1, 3, 6, 8.

Малевичъ Andy

Отличные инструменты для рисования и прорисовки мелких деталей акварелью, акрилом, гуашью и темперой. Можно работать маслом в технике лессировка, применяя разбавители. Обжим двойной, что позволяет надёжно удержать ворс, поэтому он не лезет и не пушится. Форма сохраняется даже при применении плотных красок. Ручка деревянная и длиная в 14 см с лаковым покрытием. Кисти для красок на водной основе предназначены для начинающих и продвинутых художников.

Малевичъ
Ворс синтетика
Номера 0-4
Назначение скошенная
Особенности круглая
  • удобная длина ручки;
  • высокое качество;
  • доступная цена.

Отличные кисти для красок гуашь и акрил. Покупала ребёнку-школьнику для рисования на уроках ИЗО и домашнего творчества. Дочь у меня аккуратное и, наверное, поэтому они долго сохраняют форму. Острый кончик держат долго, в работе не линяют и краску хорошо вбирают. Ими идеально прорисовывать мелкие детали.

Winsor & Newton серия Galeria

В серии Galeria можно найти круглые и овальные формы кистей для акрила и масла. Выполнены они из синтетического ворса. Обладают хорошей плотностью, упругостью и отлично удерживающему форму. Уникальность данного набора в том, что начинается нумерация с 000, то есть очень тонкие, буквально из одной или двух ворсинок. Обжим обода двойной и очень плотный. Ручка выполнена из дерева, покрытая лаком. Удобный инструмент для длительных работ. Относится к профессиональным. Обладает высоким качеством исполнения.

Читайте также:  Краски акриловые Ладога в Зеленограде
Winsor & Newton
Ворс синтетика
Номера 000-16
Назначение акрил
Особенности круглая
  • высококачественный инструмент для художников;
  • эргономичный дизайн;
  • отлично держит форму;
  • долговечный материал.

При работе с акрилом отлично держат форму и мазок получается аккуратный. Работать этими кистями очень приятно и комфортно. Использую давно и в принципе они не стачиваются.

Кисти Winsor & Newton из серии Galeria продаются наборами и поштучно. Нулевые номера часто не используют, так как их вполне заменяет №1. Он самый ходовой и быстрее всего изнашивается до нулёвки. Поэтому при поштучном выборе покупайте только самые необходимые инструменты.

Как правильно выбрать кисти для красок?

Перед тем как выбрать кисть, нужно определиться, с какими красками Вы будете работать. Если в начале обзора я рассказала об основных разновидностях кистей, то сейчас объясню Вам предназначение вида ворса:

Итак, с видами ворса мы разобрались и Вы теперь знаете какой из них подходит под определённые краски. Сразу скажу, что синтетика дешевле натуралки, поэтому для начинающих лучше обратить внимание на нейлон.

В остальном, при покупке кисти для красок нужно выбирать их следующим образом:

Источник



Как подобрать кисти для творчества

Правильно подобранная кисть становится продолжением руки художника и является гарантией комфортной работы с красками. Если вы только начинаете свой путь в живописи и теряетесь при выборе инструментов, эта статья поможет быстро сориентироваться. Итак, начнем.

Содержание

Структурно художественная кисть состоит из трех частей:

  • волосяной пучок, которым набирают краску;
  • металлическая обойма, удерживающая волоски в определенном положении и соединяющая их с ручкой. Желательно, чтобы обойма была бесшовной;
  • ручка, или древко, из дерева. Длину вы можете выбрать по своему усмотрению, главное, чтобы кистью было удобно работать.

Художественные кисти принято оценивать по способности образовывать тонкий острый кончик, удерживать краску, контролировать ее текучесть и создавать точный ровный мазок.

Чем отличаются разные виды волосков?

Волосяные пучки состоят из волосков натурального или искусственного происхождения – шерсти животных и нейлона. Рассмотрим самые распространенные виды.

  • Колонковые кисточки предназначенные для акварельных красок, а также темперы, гуаши, акрила и масла. Колонок – это мелкий хищный зверек, обитающий на Севере и в Юго-Восточной Азии. Его очень тонкий и упругий волосок имеет своеобразную форму, напоминающую веретено, и мягкий длинный кончик, используемый в профессиональных кистях.
  • Кисти из волоса сибирской белки идеальны для таких легких красок, как темпера, гуашь или акварель, но совершенно не годятся для акрила и масла, поскольку имеют низкую упругость. Благодаря мягкости и конусообразной форме волосков кисть обеспечивает прекрасный контроль над текучестью краски.
  • Кисти из волоса пони – более дешевый аналог изделий из беличьей шерсти. Они обладают почти такими же свойствами, подходят для гуаши, акварели, темперы, нозаметно отстают по качеству письма. Такие кисти можно купить для ребенка, но если вы хотите рисовать на высоком профессиональном уровне, лучше от них отказаться.
  • Щетина отличается высокой жесткостью и отлично подходит для густых тяжелых масляных красок, а также акрила, гуаши и темперы. Лучшими считаются кисточки из щетины китайского борова, которые предварительно вываривают и отбеливают, расщепляют кончики, чтобы волоски лучше набирали краску, а мазки были ровными.
  • Синтетические кисти обладают упругостью и прочностью, но держат краску немного хуже, чем натуральный волос. Такие кисти подходят для работы с акрилом, маслом, гуашью, акварелью, темперой, маслом. Они легко отмываются и стоят относительно недорого. Если вы только начинаете, покупайте именно их.

Теперь, когда мы определились с выбором материала, поговорим о том, какой формы вам нужны кисти для того, чтобы создать красивую законченную работу.

Круглые кисти

Эти инструменты считаются универсальными, так как с их помощью можно создавать самые разные формы и добиваться интересных эффектов. Они примечательны еще и тем, что удерживают много краски, поэтому мазки получаются четкими и сочными.

Круглые кисти бывают заостренной или овальной формы. Первые незаменимы для прописывания тонких линий, обводок и других мелких деталей. Ими удобно вписывать отдельные мазки точно туда, где это нужно. Вторые пригодятся для моделирования объемапредметов и растушевки. Толщину и длину мазка легко изменить, не отрывая руки от рисунка. Боковой стороной можно выполнять широкие мазки разной формы.

Плоские кисти

Так называются кисти, имеющие плоскую обойму и прямой край. Они также считаются универсальными, поскольку хорошо удерживают большое количество краски, подходят для заливки, широких мазков с четкими контурами и характерным угловым краем.

Плоские кисти выпускаются в трех основных формах:

  • квадратные – дают резкие, как бы рваные мазки, что идеально для натюрмортов и пейзажей;
  • с кругленными углами – дают мягкие деликатные мазки, связанные между собой и подходят для рисования людей и животных;
  • овальные – мазки как бы втираются друг в друга, граница между ними очень мягкая, поэтому они хороши для портретов.

Овальные (полукруглые) кисти

Они очень популярны у художников, поскольку объединяют достоинства круглых и плоских кистей. Их особенность в том, что изначально пучок был заключен в круглую обойму, которую сплюснули уже потом. Кисть идеально подходит для создания сложных контуров, выразительных цветовых переходов. Кисть отлично набирает краску и постепенно выпускает ее на холст, поэтому мазки получаются объемными, фактурными и подвижными.

Для создания полноценной живописной картины мы советуем использовать все три вида кистей разных размеров.

Размер кисточки

У каждого производителя своя размерная линейка, однако, все они построены по одному принципу: чем меньше цифра на древке, тем тоньше волосяной пучок. Цифра обозначает ширину (диаметр) пучка в миллиметрах, например, No3 соответствует 3 мм. Кисти разного размера имеют свое предназначение:

  • большими кистями (No20 – 30) начинают работу: наносят главные цвето-тональные сочетания;
  • средними (No10 – 20) прописывают форму предметов и фигур;
  • тонкими (No10 – 3) пишут мелкие детали и тонкие линии, блики и т. д.

Специальные кисти

К этой группе относятся инструменты, предназначенные для специфических живописных работ, например, каллиграфии, или создания необычных художественных эффектов:

Источник

Для красок какие кисти лучше всего

Какие художественные кисти лучше покупать?

Какие кисти для какой краски подходят? Для тех у кого нет художественного образования — это темный лес! Давайте по-простому разберемся, какие кисти лучше использовать для разных видов хобби и творчества!

Художественная кисть является основным инструментом с помощью и посредством которого художник реализовывает свой замысел на бумаге, холсте, ткани или другом материале.
В составе любой художественной кисти можно структурно выделить три основные части: ручка, обойма (или капсюль) и волосяной пучок, являющийся, собственно, главной рабочей поверхностью инструмента.

Ручка в основном изготавливается из твердой древесины лиственных пород деревьев (дуб, береза, бук и т.д.), также в качестве материала иногда используются синтетические вещества (например, пластик). Бывают эксклюзивные кисти и с ручками из слоновой кости, некоторых пород минералов и т.п.

Обойма придает определенную форму, обеспечивает сохранность волосяного пучка и соединяет его с ручкой. Она, как правило, металлическая, но может быть выполнена и из других материалов. Наиболее удобны в работе, практичны, надежны и внешне привлекательны цельнотянутые обоймы.

Волосяной пучок кисти представляет собой сформированные обоймой в пучок определенного размера и заданной формы натуральные (белка, тигр, пони, коза, барсук, колонок, щетина и т.д.) или синтетические волосы.

Существует деление кистей и по выставке волоса (т.е. длине волос в волосяном пучке). Как правило, крупные производители кистей выпускают три основных разновидности выставки волоса у кистей одинакового размера: удлиненную, стандартную и укороченную. Такая дифференциация позволяет выполнять различную работу во время сеанса живописи. Кистью с укороченной выставкой удобно исполнять короткие точные мазки или высветлять нужное место, вымывая частицы краски из фактуры бумаги. Кистью стандартной, усредненной выставки, как правило, выполняется основная часть работы. Эта кисть универсальна. И, наконец, кисть удлиненной вставки предназначена для нанесения длинных тонких линий постоянной ширины.

По форме патрона художественные кисти можно разделить на две основные группы: круглые (патрон на конце в сечении дает окружность) и плоские (патрон сплющивается на конце).

Круглые кисти – пожалуй, самые универсальные из всех кистей. В зависимости от наклона и нажима ею можно наносить краску и проводить линии как постоянной, так и переменной на определенном участке ширины, выполнять широкие, толстые мазки или напротив делать тончайшие «волосяные» линии самым кончиком пучка.
Круглая кисть прекрасно подходит для рисунка и позволяет, как создавать фактуру, так и выполнять мелкую деталировку.

Читайте также:  Краска для бровей Рефектоцил Reflectocil 8211 инструкция по применению

Плоские кисти в отличие от круглых, более эластичны, благодаря чему незаменимы при работе с крупными участками поверхности холста или бумаги, когда требуется нанесение широких ровных мазков постоянной толщины (в зависимости от поворота кисти при движении толщину мазка можно изменять в зависимости от замысла и необходимости).
Они очень удобны для изображения таких элементов природы как земля, трава, листья, а так же архитектурных композиций городских пейзажей и всего того, что требует относительно точных очертаний. От круглых кистей данная группа отличается тем, что капсюль сдавливается на конце, сплющивается, позволяя образоваться волосяному пучку требуемой (плоской – откуда и название) формы. Густой длинный волос плоской кисти позволяет удерживать достаточно большое количество краски.

Контурные кисти – являются одной из разновидностей плоских кистей, характерна тем, что имеет более короткий волосяной пучок, придающий кисти дополнительную упругость. Это позволяет обеспечить высокое качество наносимых плоских мазков. Благодаря короткому волосу с помощью контурных кистей очень удобно выделять контуры рисунка (отсюда и название инструмента), например, при графических работах, а также создавать плавные цветовые переходы.

Кошачий язык – эта кисть является одной из разновидностей плоских кистей, получила свое название благодаря особой форме волосяного пучка с купольным или овальным очертанием на конце. Она универсальна тем, что позволяет в зависимости от положения и угла наклона к рабочей поверхности (холсту, бумаге и т.д.) выполнять мазки свойственные как для круглой (при перпендикулярном положении к поверхности), так и для плоской кисти. Очень удобна для выполнения самых разнообразных цветовых переходов во время живописи.

Ретушные кисти — являются одной из разновидностей плоских кистей и свое название получили в соответствии с назначением. Форма относительно короткого волосяного пучка характерна тем, что волос подрезается под угол «наискосок». Это позволяет наносить очень точные (в зависимости от угла наклона и положения кисти по отношению к рабочей поверхности) мазки. Срезанный кончик кисти при соответствующем нажиме художника быстро и легко меняет объем волоса, несущего краску, в зависимости от решаемой в конкретном случае задачи. Эта особенность позволяет уверенно и качественно выполнять цветовые переходы в неудобных (труднодоступных, узких, мелких) участках картины.

Трафаретные кисти являются разновидностью круглых кистей и получили свое название в зависимости от основного назначения (нанесения ровного красочного слоя через трафарет). Основное отличие заключается в форме кончика волосяного пучка. В отличие от обычных круглых кистей, заостряющихся на конце (что позволяет выполнять достаточно тонкие линии) у трафаретной кисти кончик волоса плоский и тупой. Краска такой кистью наносится на рабочую поверхность не горизонтальными мазками, а вертикальными надавливаниями (иногда легкими «ударами»). Вместе с тем данные кисти также подходят как для лессировок, так и для выполнения свободно положенных красочных слоев.

Флейц — (от нем. Floz — слой) – очень широкая плоская кисть, предназначенная в основном для нанесения широких красочных слоев одним мазком, свободной живописи заливками. Флейц способен удержать много краски, благодаря чему удается несколькими движениями кисти создавать большие по площади фактуры. Сухую кисть «шор” можно использовать при работе поверх еще влажного красочного слоя, например для размывки или смягчения контуров. Как правило, флейц предпочитают использовать в акварельной технике, но возможно его применение также и при работе маслом, гуашью и другими красками.

Шрифтовые кисти — являются разновидностью круглых кистей, имея при этом очень длинный волос. Благодаря такой форме и длине волосяного пучка основным назначением кисти (откуда и название) является возможность нанесения тонких ровных линий без повторного наполнения кисти красочным раствором, например при нанесении надписей. Очень удобна кисть и в графических работах, однако для ее качественного использования в процессе живописи требуется определенная практика и опыт.

Линейные кисти — являются разновидностью круглых кистей, по форме и свойствам аналогичны шрифтовым, но в отличие от последних имеют более короткий волос. С их помощью также можно наносить тонкие точные линии (откуда и название), обозначать контуры, выполнять надписи.

Веерные кисти — являются разновидностью плоских кистей и получили свое название благодаря особой форме пучка, выполненного в виде веера. Благодаря этому ими очень удобно выполнять утонченную цветовую растяжку, смягчать контраст контуров и фактуру. Один мазок позволяет нанести сразу много тонких линий, например, при прорисовке (детализации) травы и т.п. Работа с ними требует определенного навыка.

Основные свойства кистей

1. Способность волосяного пучка образовывать острый кончик. Данный показатель очень важен, так как в процессе творчества часто требуется нанесение очень точных мазков, тонких линий, довольно мелких деталей. Если Ваша кисть не будет иметь возможности выполнить подобные действия, т.к. острие пучка окажется слишком толстым или волоски будут разрознены между собой, то реализовать в полном объеме свой замысел на бумаге такой кистью будет крайне сложно. При отрыве кисти от поверхности бумаги, ее пучок должен вновь принять исходную форму, что бы быть готовым к очередному мазку.

2. Упругость волосяного пучка. Для качественного исполнения мазков кистью, очень важно, чтобы ее волос обладал определенной упругостью. Чем жиже краска, тем менее упругой должна быть кисть. Водный раствор акварели лучше всего наносить мягкой кистью, например из белки, когда достаточно легкого прикосновения к бумаге. Волосы жесткой, упругой кисти (щетина, синтетика) при сильном нажиме способны размыть нижний красочный слой (при работе лессировкой) и даже повредить бумагу (при работе «по мокрому»). Однако для некоторых приемов в акварели требуется именно упругая кисть (при «вдавливании» краски в фактуру, размывке красочного слоя и др). Отмечу, что при этом необходимо обладать определенными навыками и опытом, в противном случае картина может быть испорчена.

3. Контроль над текучестью краски. При работе над картиной краска должна стекать с волос кисти в нужной консистенции, контролируемо. Известный питерский художник-акварелист К. Кузема писал: «Техника акварели проста. Надо всего лишь уметь соотносить количества воды и краски на кисти и бумаге одновременно». Очень важно сохранить в работе гармоничность как между самими цветами и их оттенками, так и между «резкостью», яркостью мазков. Если кисть не позволяет вам нанести мазок нужной длины и формы, при соприкосновении с бумагой волос разом отдает все краску или, напротив, держит раствор краски в себе, то, даже работая с хорошей, знакомой бумагой, такой кистью вам не удастся реализовать свой замысел.

Все кисти различаются между собой в зависимости от материала волосяного пучка. Приведу здесь несколько наиболее распространенных групп.

Для масляных красок:
— кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук.
Для темперных красок:
— кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук, белка
Для гуашевых красок:
— кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, белка
Для акварельных красок:
— кисть белка, колонок.
Для акриловых крсок:
— кисть колонок, синтетика, белка.

Колонок живописный

Белка живописная

Синтетика живописная

Барсук живописный

Щетина живописная

Уход за кистями
Кисти требуют бережного отношения к себе. При неосторожном обращении (например, при сильном, грубом надавливании акварельной кистью на дно емкости с водой) волоски пучка могут сломаться о край обоймы, и кисть будет испорчена.
Не следует оставлять кисть в воде таким образом, чтобы она опиралась о дно емкости волосяным пучком. Это может испортить форму пучка, нарушить капиллярность и привести к поломке волос.
После окончания работы, кисти следует тщательно очищать от краски и ставить в ёмкость (стакан, вазочка, банка и т.п.) для хранения кистей волосяным пучком вверх. Скопление сухой краски на волосяном пучке возле самой обоймы и внутри нее значительно сокращает срок эксплуатации кистей, поэтому после сеанса живописи обязательно тщательно очищайте рабочие кисти.
После работы с акварелью и гуашью, кисти достаточно хорошо промыть в едва тёплой воде, убедившись, что на волосках не осталось красящего пигмента. Если вы работаете акрилом или маслом и промываете кисть растворителем, имейте в виду, что плохо смытый растворитель, скапливаясь внутри обоймы, способен растворять фиксирующий клей, что приводит к выпадению волос и негодности кисти.
Храните кисти в сухом, защищенном от моли месте таким образом, чтобы исключить повреждение волосков, и чтобы волосяной пучок сохранял свою форму.

Источник

Похожие записи